Вопрос влияния пенитенциарного стресса на формирование различных психических расстройств довольно актуален в нашей стране, т.к. привлечение подростка к уголовной ответственности, применение меры пресечения, связанной с содержанием в учреждениях УИС, ожидание и вынесение приговора, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, являются для него сильными психотравмирующими обстоятельствами, исключительно угрожающего характера, которые могут привести к возникновению ассоциированных со стрессом психогений, (тем боле что сам пубертатный возраст является фактором риска психогенно обусловленных расстройств).
Ассоциированные с пенитенциарным стрессом психические расстройства и их последствия рассматриваются современными исследователями в качестве самостоятельной проблемы, имеющей чрезвычайно важное медицинское, судебно- психиатрическое, социальное и пенитенциарное значение. Внимание к данной теме обусловлено не только тем, что ассоциированные с ним психические расстройства широко распространены среди подростков, содержащихся в уголовно- исполнительной системе, но и тем, что они «оставляют глубокий след в психике подростка», способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими и негативно влиять на достижение целей уголовного наказания. Диагностика этих состояний зачастую затруднена в связи с синдромальным полиморфизмом, патодинамическими особенностями клинических проявлений, кратковременностью и пролонгированностью течения, присоединением личностного, поведенческого и эмоционального ответа с дезорганизацией психической деятельности, высокой долей органических поражений и нарушений психического развития у подростков с противоправной активностью. Также актуальность и индивидуальность выбранной темы может заключаться в том, что вопрос формирования пенитенциарного стресса у осуждённых в нашей стране ещё до конца не освещён и не раскрыт.
Объект исследования: подростковые психические расстройства.
Предмет: психические расстройства у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом.
Цель данной работы: изучить связь пенитенциарного стресса и психических расстройств у подростков, находящихся в местах лишения свободы.
Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и особенности психических расстройств у подростков.
2) Рассмотреть особенности личности несовершеннолетнего осуждённого.
3) Дать понятие пенитенциарного стресса, определить его роль в формировании психических расстройств.
4) Провести экспериментальное исследование
Выдвигается следующая гипотеза: в процессе отбывания наказания проявления психических расстройств сглаживаются, т.е. выраженность симптомов постстрессовых нарушений снижается, выраженность внешнеобвиняющих механизмов защиты снижается.
Контр- гипотеза: проявления психических расстройств у осужденных в процессе отбывания наказания не снижаются, пенитенциарный стресс остаётся в течении всего периода отбывания наказания.
Методологическая основа: личностный подход, психоаналитическая концепция, рассматривающая роль защитных механизмов.
Теоретическая основа: идеи Макушкина Е.В., Чибисова И.А., Котенёва И.О.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2) Методы психологической диагностики: были применены «восьми цветовой тест Люшера», опросник травматического стресса - Котенёв И.О., личностный опросник Плутчика, Келлермана, Конте- LSY .
3) Методы математической и статистической обработки эмпирических данных: был применён 𝝋* критерий.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована пенитенциарными психологами в детских колониях в целях построения индивидуальной психолого-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, разработки психокоррекционной программы для несовершеннолетних в период адаптации. Кроме того данная работа может быть использована специалистами, работающими с трудными подростками.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам и последовательно раскрывает содержание поставленных вопросов. В работе имеется введение, две главы - теоретическую и эмпирическую, заключение и библиографический список, включающий 24 литературных источника. Объём основной части работы- страниц.
- Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств
- Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
- Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.
- База и методы исследования
- Заключение
Читайте также:
Клиническая картина климактерического синдрома
У женщин постепенно затухает менструальный цикл (урежение регул, олигоменорея); у некоторых еще задолго до этого появляются парестезии, сенестопатии, неприятные ощущения в области сердца, желудка, подложечной области, суставах, зуд в обла ...
Профессиональные цели студентов
Данная тема выбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи, очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались. Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, один ...
Социально-психологическая готовность ребенка в школе
Помимо личностной готовности можно выделить еще компонент психологической готовности ребенка школе - социально психологическую готовность, определяя ее как формирования у детей качеств благодаря которым они могли бы общаться с другими дет ...


Навигация сайта