Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные задачи диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз). https://nsk.sibirki.info/
Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и другое) об обследуемом, в ходе которого формируется исследуемая задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.
Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействия "экспериментатор-испытуемый", в литературе немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяют ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого. Значение этих переменных достаточно велико, а влияние должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов. Вполне понятно, что невозможно контролировать все факторы, могущие оказать влияние на процесс тестирования. Тем не менее, подготовка к тестированию должна исключить возникновение непредвиденных обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры. Стандартизация условий тестирования касается не только инструкций и всего того, что связано с предложением обследуемому тестового материала, но и обстановка тестирования. В связи с этим важнейшая обязанность разработчика теста - полное и ясное описание всех этапов процедуры тестирования. Значительное внимание должно быть уделено установлению раппорта с испытуемым. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, насколько это возможно, полное сосредоточение обследуемого на предъявляемых задачах и приложение всех сил для того, чтобы их решить искренно и честно.
В психологической диагностике часто отсутствуют (за исключением диагноза познавательных функций) какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач. Особенно отчетливо это проявляется в различных целях. Теоретически валидность той или иной методики по отношению к сформированной диагностической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.
При определеной валидности личностных методик возникают значительные трудности. Валидизация этих методик на основе внешних критериев зачастую невозможна, и исследователю приходится опираться на данные о конструктивной валидности. Иногда, чаще при валидизации личностных опросников, обращаются к психиатрическим диагнозам. Здесь нужно учитывать известную ненадежность психиатрического диагноза. Соотношение коэффициента валидности теста с базовым уровнем позволяет ответить на вопрос о том, насколько будет оправдано его использование.
Известно также, что валидность теста зависит от особенностей обследуемых групп (подгрупп) или так называемых модераторов. В роли модераторов выступают, в частности, такие показатели, как пол, возраст, уровень образования, интересы, мотивация. В клинической психодиагностике перечень таких модераторов не разработан, учет их действия скорее исключение, чем правило.
При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза.
После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. "Сырые" оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся "профили личности" и так далее.
Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов (в виде стандартных величин, профилей) весьма полезна. Однако существуют противоречивые мнения о том, какой путь обобщения данных исследования ведет к более надежному прогнозу: клинический, более ориентированный на субъект опыт, интуицию, или статистический, основанный на объективных, формализованных критериях.
Читайте также:
Методы социально-психологического изучения и диагностики акцентуаций
характера у подростков.
Опросник Г. Смишека. Данная методика была разработана Г. Смишеком в 1970г. на основе концепции К. Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предлагающий два варианта ответов ...
Эмоциональное выгорание
Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами ...
Жизненный путь жителя города
Современная жизнь с ее многочисленными изменениями и трудностями требует от человека осмысления, понимания того, что происходит, каким образом необходимо действовать, в тех или иных ситуациях, простраивать, организовывать свой жизненный п ...
Навигация сайта