Психодиагностический процесс

Другая психология » Психодиагностика как наука » Психодиагностический процесс

Страница 3

Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз "строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде" (Выготский, 1983, с. 313.).

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Традиционно психодиагностическим исследованиям присущ индивидуально-психологический подход, сложившийся исторически и долгое время оправдывающий себя. В диагностике тех или иных свойств, особенностей личности еще недостаточно учитывается та социальная среда, в которой эти исследователи стараются в той или иной мере соотнести полученные диагностические данные с историей развития личности, условиям среды. Индивидуально-психологический подход должен быть дополнен социально-психологическим.

Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, в которых необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации и так далее.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, то есть описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальной терминологии, а психологическая интерпретация.

Психоанализ

. Согласно с этой теорией решающей силой, мотивами поведения человека в социуме есть несознательные биологические инстинкты. Ее основатель, известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), считал, что душеное состояние человека обуславливается соотношением несознательного (инстинктов, импульсов) и сознательного, которое является результатом влияния социального окружения. Борьба между ними всегда драматична и приводит к конфликтам человека и общества.

Развивая учения Фрейда, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) рассмотрел личность как сложное структурное явление, которое объединяет в себе индивидуальное несознательное и коллективное несознательное. Составом коллективного несознательного являются архетипы - наделенные энергетической силой общей формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняют личным эмоциональным и образным смыслом.

К.-Г. Юнг предложил типологию характеров соответственно переживающей функции (мышление, чувства, интуиция), направленности личности на внешний или внутренний мир, внедрил понятия "экстраверсия - интроверсия" для обозначения двух типов личности. Экстравертивный тип характеризуется обращением личности к окружающему миру, для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного мира. Отделение интроверсии и экстраверсии дало возможность отличить две большие группы психологических индивидов. Также были выявлены отличия между индивидами одной группы, которые зависят от основных психических функций: мышления, эмоций, чувств, интуиции. Преобладание одной из них характеризует, относительно, умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивные типы, каждый из них может быть интровертивным или экстравертивный. На основании этого Юнг выделял восемь типологических групп: две личные установки - интроверсию и экстраверсию и четыре функции (типы ориентации) - мышление, эмоции, чувства, интуицию, каждая с которых может действовать интровертивно или экстравертивно.

Дальнейшие исследования привели его к выводу, что рядом с наиболее дифференциальной функцией в сознании индивида всегда обнаруживает себя и менее дифференцирована, второстепенная функция. Например, мышление как главная функция может легко соединять с интуицией как второстепенной функцией или с чувствам. Относительно к сознательному сознанию психологические функции психических функций образуются и несознательная их группировка: сознательно практичному интеллекту (сенсорно-умственная установка) отвечает несознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этом функция чувства должна сильнее тормозить, чем интуиция. Психологические функции (формы психической деятельности) Юнг подразделял на рациональные (мышления, эмоции) и иррациональные (чувства, интуиция).

Следовательно, психологическая типология Юнга основывается на таких составляющих: "экстраверсия-интроверсия", "сознательное-несознательное", "рационализм-иррационализм".

Эта модель, как и любая научная концепция, имеет достоинства и недостатки. Ее трудно упростить, поскольку она согласовывается с экспериментальной деятельностью. Как брал во внимание ее автор, классификация не объясняет индивидуальной психики, однако представления про психологические типы открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии в общем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Типичные психические состояния спортсменов и пути их регуляции
Психические состояния отражают всю гамму внутренних и внешних, субъективных и объективных условий жизнедеятельности, актуальных для человека в данный момент времени. Они классифицируются по факторам, отражающим их существенные признаки: п ...

Исследования психологической совместимости
Многие психологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность взаимоотношениями. Совместимость может ...

Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Само понятие «установка» формировалось на протяжении длительного времени. Впервые этот термин был употреблен во второй половине XIX века. Исследователи склонны рассматривать установку двояко: как феномен сознания и как феномен поведения, ...