Проблемы общения в социальной психологии

Проблемы общения в социальной психологии

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Вопросам общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.

Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно – коммуникативную, регуляционно–коммуникативную, эффективно – коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие классификации.

 

Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов (А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский [14, С. 37-39]).

Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов [2, С. 47-49] и Н.М. Аскарина [2, С. 56-58] называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. Авторы считают правомерным утверждать, что общение это язык человека с природой и самим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах (Я.Л. Коломинский [14, С. 46].

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. [14,С. 53].

Для общения характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А.А. Бодалев[5, С. 56-67], А.Н. Леонтьев [15, С. 5, С. 16-42]. На этом основании Б.Ф. Ломов утверждает, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты[17,С.103].

Таким образом, перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация воздействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяет представление об общении. При чрезмерном акценте на обмене информации как сути общения последнее превращается в коммуникацию - явление, также намного более узкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от термина "взаимоотношения" имеет важное принципиальное значение, подчеркивает Я.К. Коломенский [14, С. 86-89].

Читайте также:

Психофизиологическая готовность женщин к материнству.
На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологиче ...

Игра на детских музыкальных инструментах
Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует общению друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах построена на слуховой, т.е. собственно музыкальной, основе как д ...

Понятие общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные ме ...