Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Другая психология » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Страница 1

Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях, в том числе и в пенитенциарных условиях. Организацией Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка провозглашено: «дети и подростки имеют право на особую заботу и помощь, а во всех действиях в отношении детей и подростков, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, судами, административными органами, первоочерёдное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка»[10, стр. 15]. Одной из основных целей, указанных Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, является «осуществление эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростками, находящимися в конфликте с законом». Как следует из ст. 40 ч. 1, ч. 2. Конвенции о правах ребёнка, государства- участники должны признавать право каждого ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется, или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека и основным свободам других [10, стр.16]. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства- участники обязаны обеспечить, чтобы каждый ребёнок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, среди прочих имел такие гарантии, как презумпция невинности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него, и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний, а также полное уважение к его личной жизни на всех стадиях разбирательства[10, стр.16]. В «Пекинских правилах» (правило 5) подчёркивается, что система правосудия в отношении несовершеннолетних в первую очередь должна быть направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на него всегда были соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. Использование принципа «соразмерности» позволяет ограничивать использование карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, с учётом индивидуальных особенностей правонарушителя.

Безусловно, российские законодательные акты (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ) базируются на тех же принципах, что и существующие международные конвенции. Однако даже в самых оптимальных социальных условиях ситуация привлечения к уголовной ответственности подростка, его арест, содержание под стражей, проводимые с ним судебно- следственные действия, вынесение приговора, лишение свободы, сопровождающиеся потерей привычного окружения, нарушением личного пространства, необходимостью постоянно находиться под наблюдением администрации учреждений исполнения наказаний, погружение в среду, где существуют традиции, ориентированные на взаимоотношения с позиции силы, всегда были и остаются стрессом, травматическим переживанием угрожающего характера[10, стр. 20]. Сила воздействия стрессовых факторов пенитенциарной системы велика ещё и потому, что у несовершеннолетнего индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности значительно ограничены. Подростки с присущей им личностной незрелостью, неопределённостью в поступках и микровосприятии, попадая в ситуацию привлечения к уголовной ответственности, следствия и суда, а после вынесения обвинительного приговора и доказывания вины, попадая в систему исполнения наказания, являются одной из наиболее уязвимых групп, находящихся в пенитенциарной системе.

ВОЗ среди психических расстройств, связанных с любым стрессом, в первую очередь выделяет непсихотические депрессии, которые являются преобладающими среди всех психических расстройств и занимают второе место в возрастной группе подростков и молодёжи старше 15 лет[17, стр. 115]. По данным госстатистики и данным А. А. Чуркина, Н. А. Твороговой, среди детско-подросткового контингента процентное отношение несовершеннолетних с психогенными расстройствами составляет 20 % от общего показателя болезненности и распространённости психической патологии у подростков[18, стр. 135].

Пенитенциарный стресс- стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Особую роль в происхождении психогенных расстройств в условиях ситуации, связанной с привлечением к уголовной ответственности и содержанием в учреждениях уголовно- исполнительной системы, играет субъективное значение психической травмы для индивида, где содержание психической травмы состоит главным образом в угрозе социальному существованию личности, престижу, означает крах надежд и ближайших перспектив[15, стр. 15].

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, с ...

Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы
Прежде чем анализировать психологические взгляды какого-либо философа, необходимо понять критерий психологического знания, то есть по какому основанию мы будем выделять именно психологическое содержание из философского. Здесь возможны раз ...

Символы в рисунке и их роль в психодиагностике
Рисунок как средство психодиагностики совокупность методов, использующих различного рода изображения в исполнении клиента в психодиагностических целях . К наиболее распространенным рисуночным методикам относятся: а) спонтанный рисунок, сд ...