Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Другая психология » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

Страница 2

Это ситуация общественно порицаемого преступления, арест, следствие, страх возможного наказания. Так, далеко не все лица, привлекаемые к уголовной ответственности, обнаруживают психогенные реакции. В ряде случаев преобладают адаптивные механизмы нормальной психологической защиты. Также следует различать понятия «психическая травма» и «психогенный фактор».

Психическая травма- это событие, в результате которого создаются условия возникновения психогенной реакции.

Психогенный фактор- это реальное воздействие данной травмирующей ситуации (на конкретную личность), участвующее в качестве внешнего патологического агента в развитии психического расстройства.

Психогенный фактор складывается из отношения психической травмы к психологической защите. Соответственно, чем больше выражена психологическая защита, тем меньше значение психогенного фактора и наоборот. В течении жизни вырабатываются привычные виды психологической защиты, которые смягчают действие психической травмы. При этом условия, в которых личность переживает психическую травму, могут усиливать или ослаблять психологическую защиту[2, стр. 318].

Если механизмы защиты оказываются несостоятельными для успешного преодоления ситуации, то нарастает тревога, приводящая к дезинтеграции психической деятельности.

В концепции психологической защиты этот механизм представлен как последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющей образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду, в основном, структуре его личности, называемой «Я», т.е. динамической системе представлений человека о самом себе, включающей осознание своих физических, интеллектуальных, нравственных и прочих качеств, а также самооценку и совокупность установок, направленных на себя и других компонентов, связанных с самосознанием.

В рамках психоаналитической концепции «Я» - это посредник между неосознанными влечениями и внешней средой, который осуществляет функцию синтеза этих влечений и требований внешней среды. Главными функциями самосознания являются регулятивно-организующая и эго-защитная. последняя ориентирована в основном на поддержание самоуважения и стабильности «Я» -образа даже ценой искажения реальности. Защищаются следующие структуры «Я»: полноценность, независимость, идентичность, безопасность.

Психологическая защита выстраивается от угроз, идущих от бессознательных влечений («ОНО»), от нравственного сознания, идеалов, запретов, требований, цензуры («Сверх-Я») и от внешнего мира.

Как правило, психологическая защита функционирует автоматически, не согласуясь с сознанием. Даже когда человек обладает высоким уровнем рефлексии, он всё равно переживает функционирование защит как безличностный процесс, который можно осознавать, но невозможно контролировать.

Переживание в виде психологической защиты не рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью. Психологические механизмы защиты направлены на «избегание страданий», «устранение неприятного состояния», отрицание «болезненных переживаний», достижение согласованности внутреннего мира, реалистического приспособления субъекта к окружающему миру, достижение благополучия в конкретной ситуации. Механизмы защиты служат интеграции «Я», избавляют индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, устраняют тревогу и напряжённость, спасают от потрясений, подготавливают к более эффективным способам переживаний, способствуют совладению с жизненными проблемами. Однако существуют отрицательные стороны защитных механизмов, заключающиеся в искажении восприятия реальности, самообмане, патологической активности.

Они оказывются ригидными, вынужденными, непроизвольными, действующими нереалистически, без учёта долговременной перспективы. Можно сказать, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой регрессии, самообмана, невроза[21, стр.53]. Существует связь между ненормативным функционированием механизмов защиты и девиантным поведением. Отклоняющееся поведение можно рассматривать как попытку неэффективной адаптации индивида в социуме с помощью фиксированной структуры защиты.

В настоящее время считается, что все защитные механизмы направлены против фрустраторов, которые представлены следующими типами:

1. Уязвление ценностного, значимого содержания личности.

2. Социальные конфликты, вызывающие переживания.

3. Трудности адаптации к новым условиям среды.

4. Снижение профессиональных или жизненно важных способностей.

5. Напряжение, утомление, перегрузка.

6. Чрезмерная собственная экспрессивность.

7. Повседневные жизненные трудности.

Фрустраторы могут быть внешними или внутренними и по этому критерию различаются защитные механизмы, направленные против внешних или внутренних фрустраторов[15, стр.16].

Различают также примитивные, пограничные и полноценные механизмы психологической защиты. Примитивными являются непродуктивные, осуществляемые на низком уровне защиты (регрессия, отрицание, конверсия, аннулированные действия, проекция), которые препятствуют личностному развитию, переводят личность на более низкий уровень функционирования, способствуют отказу от самореализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Влияние стресса на человека
Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи – найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, дет ...

Понятие проекции
Проекция (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З. Фрейду (1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно ...

Содержание психической жизни младенца
Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он набл ...