Валидность теста свидетельствует о степени его пригодности для оценивания именно того психологического качества, для измерения которого он предназначается. Она предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою функцию. Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но и информирует об условиях, о сфере её применения. Существует несколько разновидностей валидности, каждую из которых нужно рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность может быть внутренней (конструктной) и внешней (критериальной) [2, с.429]. Внутренняя валидность определяет насколько полно тестовые баллы отражают исследуемые психические свойства или умения и знания, обозначает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и тому подобное общей цели и замыслу методики в целом. Тестовая методика считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, все или часть включённых в неё вопросов и заданий измеряют не то, что требуется от данной методики. Внешняя валидность определяет полезность тестового измерения в качестве предсказателя поведения, насколько тестовые баллы связаны с некоторой другой деятельностью, речь идёт о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. Валидность по критерию (внешняя) может быть предсказательной и конкурентной, они связаны между собой, но могут рассматриваться независимо друг от друга. Предсказательная валидность отражает степень, с которой будущий уровень по критерию может быть предсказан предшествующей деятельностью по тесту. Конкурентная валидность отражает степень, с которой тест может быть использован для оценки у индивида актуального уровня по критерию. Предсказательная валидность включает отрезок времени, в течение которого может что-то случиться (люди обучаются, приобретают опыт, подвергаются лечению). Для многих тестов (решение по отбору, назначение лечения и другое) предсказательная валидность даёт возможность определить целесообразность использования теста или батареи тестов в каждом отдельном случае. Конкурентная валидность отражает только статус индивида в фиксируемое время. Валидность бывает также теоретическая и практическая (эмпирическая). Теоретическая валидность определяется по соответствию показателей исследуемого качества, полученных с помощью данной методики, показателям, полученным посредством других методик – таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемых при помощи разных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если с помощью тестирования оцениваются черты характера испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда будет установлено, что данный человек ведёт себя в жизни именно так, как предсказывает методика, то есть в соответствии с имеющейся у него чертой характера.
По критерию эмпирической валидности тесты проверяют путём сравнения их показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей. Существуют основные признаки, по которым можно судить о том, является или нет данный метод тестирования валидным. К ним можно отнести поведенческие показатели (реакции, действия и поступки испытуемого в разнообразных жизненных ситуациях), достижения исследуемого в различных сферах деятельности (учебной, трудовой, творческой), данные, свидетельствующие о выполнении контрольных проб и заданий, а также получаемые с помощью других методик, имеющих с проверяемой методикой достоверно установленную связь. При создании методики сразу оценить её валидность трудно, обычно валидность теста проверяется и уточняется в процессе его достаточно длительного использования.
Читайте также:
Готовность студентов к профессиональной деятельности
Известно, что подавляющее большинство выпускников ВУЗов, сталкиваясь с проблемой дальнейшего трудоустройства, испытывают значительные трудности, которые провоцируют развитие личностных кризисов различной тяжести. В этой связи особый интер ...
Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ре ...
Особенности забывания и хранение информации
Хранение - забывание - это процесс памяти, который заключается в селекции информации, которая должна остаться в памяти и которую необходимо стереть. Этот процесс с физиологичной точки зрения зависит от прочности временных нервных связей в ...
Навигация сайта