Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Другая психология » Психические процессы состояния и образования » Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Страница 1

Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттен­ки, а психические образования (знания, навыки, умения) на­сыщают его сложным и многогранным содержанием.

В отличие от познавательных процессов, в которых действи­тельность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отража­ется в форме переживаний, в ее соответствии или несоответст­вии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалент­ны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответ­ствующие потребности).

Чувства

— это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции,

в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

♦носят субъективный характер (они субъективны в том смыс­ле, что всегда выражают личное положительное или отри­цательное отношение человека к объективной действитель­ности; вместе с тем они выражают и внутренние состоя­ния данного человека, испытываемые им);

♦вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не нравиться — то или иное событие может обра­довать или огорчить, оно переживается как приятное или неприятное);

♦отражают характер взаимодействия организма со средой (зависят и от свойств объективных воздействий и от осо­бенностей ее раздражителей);

♦имеют очень большое многообразие (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и сте­пеней интенсивности в зависимости от вызвавших их при­чин, условий деятельности, которой он занят, предшеству­ющих событий, значимости явления для данной личнос­ти, ее индивидуальных особенностей и т. п.);

- вызывают успокоение или возбуждение (могут активизиро­вать или затруднять деятельность и поведение людей).

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, от­личаются большой сложностью. Как и все психические процес­сы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воз­действием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего поряд­ка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. От­туда по центробежным нервным проводникам импульсы воз­буждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторно­го учащения сокращений сердца при неожиданных раздражи­телях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций иг­рает ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирую­щее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирую­щей наше поведение.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Представления и его характеристики
Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прош ...

Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными варианта ...

Этнические диспозиции
Этническое в личности - целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая ...