Социально – педагогическое сопровождение должно предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, на формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера. Поскольку наиболее критическим «пусковым» моментом формирования отклоняющегося поведения подростков в описанном психологическом механизме деформированного развития их личности является грубое нарушение их социальных отношений, то именно они и должны корректироваться наиболее тщательно. Показательно, что чаще всего наиболее слабым звеном в системе социальных отношений выступают отношения с родителями (а уже потом со сверстниками и педагогами), при этом такие нарушения возникают при уже деформированном отношении к будущему и наличии выраженных акцентуаций характера. Эти качества личности формируются, как известно, в основном под влиянием семьи. Следовательно, наиболее исходным и в психологическом плане первичным моментом в возникновении деформированного развития личности являются ненормальные отношения подростка в семье (хотя первые проявления отклоняющегося поведения обнаруживаются, как правило, вне семьи). Проведение такой работы и составляет одну из основных задач работы социального педагога.
Далее мы рассмотрим основные формы работы, которые социальный педагог может использовать в своей работе с детьми, имеющими акцентуации характера, а также отклонения в поведении.
Диагностическая деятельность:
· выявление учащихся, склонных к акцентуациям характера, девиантному поведению (совместно с педагогом-психологом);
· составления плана социально–педагогического сопровождения личности и устранение причин деформации;
· определение причин отклонения в поведении учащихся, их социально - психологических особенностей.
Индивидуально - коррекционная работа с детьми:
· ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, социального педагога;
· вовлечение учащихся в различные положительные виды деятельности;
· изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками;
· создание группы общения (такая группа из 6-8 человек участвует в обсуждении своих проблем. В зависимости от задач можно целенаправленно воздействовать на эмоциональное объединение группы, применять приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности);
· организация досуга ребенка;
· использование литературно-исторических примеров, ориентирующих ребенка на выбор иного стиля поведения (постоянное сравнение себя с эталонным образцом порождает желание самосовершенствоваться);
· вовлечение детей в занятия искусством, живописью, рукоделием, резьбой по дереву, металлу, дизайном (особенно хорошо использовать данную форму в работе с детьми с высоким уровнем эмоциональности, но с недостаточно развитой волевой сферой. Таких детей следует активно побуждать к деятельности, постоянно поддерживая интерес к ней. В эту работу должны быть вовлечены родители);
· метод "психотерапевтического зеркала", формирующий способность видеть себя, свое поведение как бы со стороны.
· метод рассмотрения альтернатив, или "метод Гуру", когда ребенку или подростку показывают результат его движения "не туда" и "не за тем" и рисуют "заманчивую" перспективу (при использовании "метода Гуру" ему говорят по аналогии со сказкой: "Пойдешь налево – найдешь бесчестье, пойдешь направо - найдешь удовлетворение и счастье". Сильный впечатление на подростков производит пример преуспевающего в жизни молодого человека. Он не поучает, не призывает, а просто рассказывает о себе, о своей жизни и успехах. Можно организовать встречи с выпускниками школы, преуспевающими в жизни);
Читайте также:
Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в
формировании психических расстройств.
Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях ...
Цветовые ассоциации
Психофизиологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурными и эстетическим аспектами. Цвет или сочетание цветов воспринимается человеком в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы ...
Контингент испытуемых и методики исследования.
Наш контингент испытуемых это ученики старших классов школы. Мы применим к ним ряд методов, с помощью которых выявим факторы, влияющие на выбор профессии.
Среди основных методов исследования выделяют такие как анкетирование, тестирование ...
Навигация сайта