Арттерапия и художественное творчество

Другая психология » Продуктивная и репродуктивная деятельность » Арттерапия и художественное творчество

Страница 1

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Арттерапия известна, с самых ранних этапов человеческой истории. Лечатся собственным искусством сами творцы, настоящие художники, писатели, музыканты. Терапия искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью, взрослые, и в особенности дети. Ребенок, придя из сада, хватает фломастеры и рисует что-то черное и бесформенное. Воспитательница обошлась с ним грубо и несправедливо. Ему плохо, и он пытается сбросить с себя эту обиду, возмущение, растерянность своими "калякой-малякой". Это активный и очень нужный вариант арттерапии.

Какая деятельность может быть арттерапией? Лечит любая творческая деятельность, и прежде всего собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование, причин здесь много - и большая доступность этой деятельности, и ее, скажем, большая близость к реальности. Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого исключения. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности, который необходимо проанализировать с опытным психологом. Весьма важны в этом смысле чтение - как пассивный вариант арттерапии и сочинение, придумывание историй - как его активный вариант. В этом смысле и так называемая ложь ребенка иногда может выступать как момент активной самопсихотерапии. Артерапия снимает у любого ребенка и, кстати, взрослого самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги любые другие естественные проявления трудностей бытия. Но особенно полезна и необходима арттерапия всем детям, имеющим личностные проблемы, а именно: общения - боится чужих людей, боится незнакомых детей и т.д. Кстати, еще одно важнейшее свойство арттерапии- она не просто лечит ребенка, она развивает его способности, и прежде всего творческие.

Кто и как должен заниматься арттерапией?

В принципе арттерапией должны заниматься все. Родители, учителя, воспитатели, и, конечно, врачи- психотерапевты. Но в наибольшей мере именно родители. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, делать это частью жизни ребенка. Но есть несколько условий, которые необходимо при этом соблюдать. Творчество, любое и в любой форме, должно быть для ребенка радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Пусть ребенку захочется читать, рисовать, лепить, слушать музыку или книжку, а не только вам.Умейте вовремя закончить. Когда вы видите, что ребенку надоело, тут же бросайте или сумейте его снова увлечь. Если у ребенка во время занятий скука, если он делает это через силу - ничего хорошего не происходит. Скорее, вред. Творчество, чтобы оно приносило пользу, должно быть радостью.Старайтесь поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству у ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело ("сейчас у нас важное и такое веселое, или интересное или еще какое-то очень хорошее дело) Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка. Скромность, конечно, хорошее дело, но не тогда, когда речь идет об арттерапии. Не только сами радуйтесь "произведению" ребенка, пусть даже оно еще не очень замысловато, но расскажите о творческой удаче родственникам, вывесите наиболее удачные рисунки на видном месте и обязательно показывайте гостям. А рассказы любовно перепечатайте, да еще и переплетите, если есть возможность. И тоже с гордостью показывайте. Пусть ребенок радуется, любит свое творчество.

И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие.

Только тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и очень поможет ему в его будущей, может быть, не очень легкой жизни.

Арттерапия - это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 - 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приемы игровой и песочной терапии. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности. Продолжительность сессии 50 минут.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Психологическая служба в школе
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нару ...

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социаль ...

Цветовые ассоциации
Психофизиологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурными и эстетическим аспектами. Цвет или сочетание цветов воспринимается человеком в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы ...