Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки

Страница 6

Однако не следует забывать, что сходство в чем-то не есть тождество. Подобно тому как сравнение - одну из мыслительных операций, наиболее тесно связанную с оценкой, нельзя сводить только к оценке. Также невозможно свести к ней все многообразие эмоциональных явлений. Хотя они тоже связаны с оценкой, особенно некоторая часть из них, но только часть. "Любовь, например, - пишет В. Брожик, - сильное и незаменимое чувство, но, хотя мы и любим то, что оцениваем, и оцениваем то, что любим, сама по себе любовь не является оценкой, а оценка - любовью". Действительно, сводить все эмоциональные явления к оценкам - это чрезмерная "экономия мышления", которая означает, во-первых, потерю одной из двух важнейших общенаучных категорий, во-вторых, уменьшение возможностей показать всю сложную систему разнообразных психических форм отражения отношений, в-третьих, полное сведение их друг к другу просто не соответствует действительности. В то же время нельзя отрывать полностью все виды эмоциональных явлений от оценочных, как это делает В. Брожик, полагая, что эмоция может лишь "сопутствовать" оценкам и " . иногда как бы замещать оценку".

Более оправданно, на наш взгляд, говорить:

1) об эмоциях вообще;

2) об оценочной функции некоторых эмоций,

3) об эмоциях с выраженной "оценочной функцией" - с одной стороны, и об аффективных оценках - с другой.

Хотя оценочный компонент в виде положительного или отрицательного знака переживания присутствует, по всей видимости, в эмоции любой модальности и любого уровня ее опосредованности от отражения отношений. Это подтверждает хотя бы то, что среди всего разнообразия мнений о сущности эмоции наиболее постоянно воспроизводится такая их характеристика, как гедонистический знак, и такая их функция, как оценочная.

Как же все-таки тогда провести разграничительную линию между эмоциями вообще и аффективными оценками?

Если принять за критерий признак вербальности или вербализованности оценок, как это иногда делается, то это будет, на наш взгляд, слишком поверхностная дифференциация. Например, вербализованные "под форму" оценок могут быть эмоции даже без выраженной оценочной функции. Просто они являются необоснованным переводом с одного языка на другой. И наоборот, переживания, которые являются буквально эмоциональным эквивалентом оценки, полученной путем когнитивного отражения отношений, могут вообще не выражаться в виде оценочных категорий. Простота перевода таких переживаний в оценки и наоборот говорит только за то, что оба процесса родственны. Поэтому нужно найти более точные критерии различия эмоций и аффективных оценок.

Подобный критерий можно использовать и для дифференциации эмоций вообще от аффективных оценок.

Как было показано выше, эмоции уже до всякой вербализации и осознавания их имеют некоторое основание, например, хотя бы за счет генерализации или "подключения" видового опыта. В то же время было показано отличие когнитивного основания от аффективного, что приводит к принципиальной разнице образованных, исходя из них, оценок. В одном случае мы имели отражение отношений превосходства, в другом случае - отношений предпочтения. Как раз это различие оснований, независимое от вербализации конечного результата оценочного процесса, на наш взгляд, и позволяет говорить о двух специфических способах отражения и выражения оценочных явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Личностные опросники
Личностные опросники - классический образец субъективного диагностического подхода. Опрос - один из наиболее надежных способов получения знания о личности, и поэтому вполне понятно давнее стремление исследователей к его объективизации. Эт ...

Вторичные защитные механизмы
Рассмотрим теперь как проявляются в религиозном мышлении вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. 1. Репрессия (вытеснение). Определение: З.Фрейд в своей работе “Репрессия” (1915 г., стр. 14) писал “Суть репрессии состоит в том, ...

Происхождение и развитие сознания
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С точки зрения ес ...