Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки

Страница 8

* В этом примере показано, как реализуется то общее философское положение, отмеченное в начале этой главы, которое заключалось в возможности взаимопереходов свойств в отношения и, наоборот, в том, что в языке отношения и свойства порой обозначают или одним и тем же словом, или производным одного от другого. В связи с этим напомним, что порой в разговорном языке «мы называем свойствами отношения между предметами .» Отсюда и возникает даже теоретическая путаница, когда оценки, которые, казалось бы, характеризуют свойства предмета, на самом деле являются отражением отношений.

* В принципе, кроме отмеченных, существуют еще два варианта познания тех же отношений в том случае, когда ставятся научные задачи установить, как любой человек познает свои потребностные отношения и как он познает «чужие». В этом случае появляется еще один особый «субъект познания» — ученый.

** Образование оснований оценок исходя из аффектных «сообщений» будет рассмотрено ниже.

* «Генерализация условной связи отвечает тому, что зовется ассоциацией по сходству» [ 218, т.3, с.335 ].

** Напомним еще раз о том, что у части эмоций имеются врожденные «основания», но они тоже выработаны во взаимодействии и в опыте, только не индивида, а вида и генетически закреплены.

* Серьезные осложнения при изучении оценок порождает то, что при вербализации результатов оценивания, производимого и на когнитивной, и на аффективной основах, они могут обозначаться одними и теми же словами. Например, суждение «хороший автомобиль» может быть следствием сравнения данного автомобиля с основанием, состоящим из знаний об объективные качествах данного класса предметов (отношение превосходства), а может быть выражением лишь отношений предпочтения, исходящего из ассоциаций с аффективным основанием, как знания о знаке эмоциональных переживаний, вызываемых предметами данного «класса».

*В работе А.Я. Хапсирокова также подчеркивается, что чувство (эмоция) «как особая форма оценки . должна иметь основание, аналогичное тому, которое имеет любая другая форма оценки» [ 302, с.160 ].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Читайте также:

Психическое состояние. Фрустрация
Психическое состояние — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятий "психический процесс", подчеркивающего динамические моменты психики, и "психи ...

Исследование различных аспектов переживания времени
В настоящее время в психологии интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь. Жизненный путь как психологиче ...

Проблема обучения детей с 6 лет
Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, ...