Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки

Страница 4

Таким образом, субъективные "отношения к ." существуют лишь потому, что до этого существовали объективные "отношения между . ", существовало реальное взаимодействие субъекта с объектом, которое породило в какой-либо форме знание о характере отношений между потребностью субъекта и объектом**. Это знание о прошлых "отношениях между ." служит основанием для образования опережающего отражения отношений, поэтому и представлено самому субъекту как его "отношение к ."

В принципе все это в полной мере относится и к когнитивному отражению отношений, которые также могут существовать как опережающие. Речь идет о когнитивном отражении отношений превосходства или о сравнении предметов, не взаимодействующих между собой, а соотносимых по таким свойствам, связи между которыми опосредствованы длинной цепью промежуточных факторов. Как и в случае образования эмоциональных "отношений к . ", при отражении таких отношений субъект опирается: на прошлый опыт (любого происхождения), в котором он "наблюдал" реальное взаимодействие; на знание, усвоенное в процессе социализации, и на особую активность сознания в установлении познавательных отношений.

Для животных отражение потребностных отношений существуют, по всей видимости, только в виде эмоциональных переживаний. Этот механизм, естественно, сохраняет свое значение и у человека, но в отличие от животных, он может осознавать свои эмоциональные переживания и выражать их в вербальном виде.

На основе этого у него возникает особый класс явлений: вербализованные оценки, исходящие из аффективного по своей природе основания. Прежде чем рассмотреть их специфику, укажем на существование, если можно так выразиться, как бы "безосновательных" оценок, происхождение которых предельно просто - это выраженное в виде вербального суждения или с помощью отдельной оценочной категории актуальное, эмоциональное переживание, ассоциативно связанное с конкретным предметом. Например: "У этого яблока хороший вкус, а это яблоко мне совсем не нравится". На самом деле у этих оценочных выражений тоже есть "основание": это или прошлый индивидуальный опыт, или, если человек впервые сталкивается с предметом, хотя бы косвенный видовой опыт, проявляющийся как чувственный тон ощущений с "гедонистическим знаком" в процессе взаимодействия (потребления) субъекта с предметом.

Заслуживает в этой связи внимания и предположение П.М. Якобсона о существовании переживаний в "инактуальной форме", когда "живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство . ". Наличие таких оценок предельно осложняет изучение оценочной функции. Тем не менее нельзя упускать их из виду, так как существуют попытки вообще свести все виды оценок только к таким или, по крайней мере, придать им статус основных. Такие оценки - это перевод отображенных отношений на эмоциональном уровне на другой язык, а кроме того, и в своеобразную оценочную форму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Бессознательное и архетипы.
Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психо ...

Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте
В рамках нашего исследования, имевшего целью изучение особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек на разных возрастных этапах юности, нами было проведено обследование 296-ти студентов средних специальных и высших учеб ...

Психологические проблемы, возникающие в процессе трудовой деятельности
Практическая задача - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых ...