Развитие, воспитание, обучение

Страница 1

Воспитание – Формирование, обучение кого-либо. Совокупность моральных, интеллектуальных и культурных приобретений человека. Самые важные и заметные компоненты воспитания мы получаем от родителей или от тех, кто их заменяет, а также от наших учителей и воспитателей. Влияние всех этих личностей играет доминирующую роль в формировании нашего способа мышления, действия, реагирования и даже поведения в продолжение всей жизни. Вырастая в семье, дети получают одинаковое воспитание, ведь одни и те же родители служат для них моделями. Почему же у детей бывает столь различное поведение? Это зависит от темперамента каждого индивида, а также от того, что каждому предстоит прожить и узнать в соответствии с его планом жизни

. Необходимо усвоить, что воспитание составляет часть общего уклада жизни людей, явление такого же порядка, как и система ценностей, и изменяется по мере эволюции общества. Система воспитания (семейная или школьная) до сих пор, к сожалению, остается жестко контролирующей, властной

, на грани авторитаризма. Не случайно современная молодежь так активно противится этой системе. НОВЫЕ дети, все новые личности не желают больше воспитываться в отжившей системе, которая уже не отвечает потребностям нашего времени. Они предпочитают получать

образование. Они обожают учиться, но им необходимо чувствовать, что знания помогают в жизни и что никто им эти знания не навязывает. Новые дети обладают достаточно сильной способностью различения, чтобы понимать, что им полезно, а что нет. Мир взрослых, работающих в сфере воспитания (семья и школа), переживает сильный дефицит Доверия

к современным детям. В действительности же воспитывать сегодня легче, чем в прежние времена. Если основываться на критериях новой эпохи – Эры Водолея

, – все становится проще.

Мораль

– понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо). В русской культуре были предложения вообще не использовать в русском языке слова «мораль», которое имеет иностранное происхождение, – оно происходит от латинского слова «moralis», что означает «нравственный». В современном русском языке и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий.

Нравственность

есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания.

Духовность

– высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Для духовного внутреннего мира индивидуума характерна цельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловых связях между ними, а также телеологичность (целенаправленность, интенциональность). Общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне духовности на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Таким образом, духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии. Вне теологической трактовки духовность в обыденном сознании понимается как высокоразвитая форма психического, как высоконравственное начало в психической жизни, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т.п. В этом случае обычно противопоставляют духовность (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) и бездуховность (их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т.п.).

Страницы: 1 2

Читайте также:

Бессознательное и архетипы.
Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психо ...

Выводы
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты: На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представлен ...

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялос ...