Психологическая готовность к школьному обучению

Страница 3

Дошкольное детство – период, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая ему специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и лабильностью эмоциональных реакций, непосредственность в проявлений своих чувств, быстрой сменой настроения.

Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется – чувство становиться более осознанными, обобщенными, разумными, производными, внеситуативными, формируется высшие чувства – нравственности, интеллектуальные, эстетичные, которые у шестилетних детей нередко становиться мотивом поведения.

Для семилетнего ребенка, переживающего кризис семи лет, по мнению А.С. Выготского в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поведение, что связано с утратой деткой непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоции, обобщением переживании (интеллектуализация аффекта) [25].

На протяжении дошкольного возраста детства развиваются и эмоциональные процессы, осуществляющие регуляцию детской деятельности. Основные новообразования в эмоциональной сфере ребенка 6-7 лет, на которые необходимо обращать внимание, в том числе и при диагностике психологической готовности к школе, приведены ниже:

1. Изменение содержания аффектов, выражающийся, прежде всего, в возникновении особых форм сопереживания, чему способствует развивающаяся эмоциональная децентрация.

2. Изменение листа 7 эмоций во временной структуре деятельности по мере усложнения и отдаления, начальных ее компонентов от конечных результатов (эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи). Такое «эмоциональное предвосхищение». А.В. запорожец и П.З. Неверович связывают и с возникающей деятельностью эмоционального воображения [44]

П.Л. Коломинский и Е.А. Панько при рассмотрении развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника обращают внимание на его тесную связь с формирующейся волей ребенка.

К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого действия, ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия его недостаточно развиты, выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяются трудностью задания, длительностью его выполнения.

Рассматривая произвольное поведение в качестве одного из основных психологических нового образования дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин определяет его как поведение, опосредованное определенным представлениям:

Ряд исследований (Г.Г. Кравцов, Н.А. Семаго) считают, что развитие произвольность в старшем дошкольном возрасте идет по трем уровням, которые имеют периоды « перекрытий»

- формирование двигательной произвольности

- уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций.

- произвольная регуляция собственных эмоций [73].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Критерии внимания и невнимания
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целя ...

Рекомендации для преподавателей и старшеклассников.
В данном коллективе 61% людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё не сделали этот выбор. Всё-таки 39% старшеклассников из рассматриваемого коллектива это достаточно большое количество. У них осталось пол го ...

Содержание психической жизни младенца
Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он набл ...