Психологическая готовность к школьному обучению

Страница 8

Компоненты психологической готовности

В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимают одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, получающая эффективности обучения, благоприятная профессиональное становление во многом определяется тем, на сколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению

В данной работе предлагается понимание школьной готовности как многокомплектного образования. У истоков этого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отличая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [67].

Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемая Л.А.Венгером, согласно которому у ребенка дошкольного возраста не может быть школьных качеств в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, до которой они необходимы.

И следовательно, не могут сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста.

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производства по различным критериям, а на разных основаниях.

Некоторые авторы (Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько др.) идут по жизни дифференциации общего психологического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность [67].

Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребёнка с окружающим миром и выделят показатели психологической готовности в школе, связанные с развитием различных видов отношений ребёнка с окружающим миром.

В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются:

- произвольность в общении со взрослыми,

- произвольность в общении со сверстниками,

- адекватно сформированное отношении к самому себе [14].

По возможности, сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие её компоненты.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Читайте также:

Качественные и количественные характеристики способностей человека
Говоря о способностях, давая их психологическую характеристику, кроме всего прочего, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, к чему обнаруживает способности ученик ...

Вторичные защитные механизмы
Рассмотрим теперь как проявляются в религиозном мышлении вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. 1. Репрессия (вытеснение). Определение: З.Фрейд в своей работе “Репрессия” (1915 г., стр. 14) писал “Суть репрессии состоит в том, ...

Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно ...