Психологическая готовность к школьному обучению

Страница 8

Компоненты психологической готовности

В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимают одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, получающая эффективности обучения, благоприятная профессиональное становление во многом определяется тем, на сколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению

В данной работе предлагается понимание школьной готовности как многокомплектного образования. У истоков этого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отличая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [67].

Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемая Л.А.Венгером, согласно которому у ребенка дошкольного возраста не может быть школьных качеств в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, до которой они необходимы.

И следовательно, не могут сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста.

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производства по различным критериям, а на разных основаниях.

Некоторые авторы (Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько др.) идут по жизни дифференциации общего психологического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность [67].

Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребёнка с окружающим миром и выделят показатели психологической готовности в школе, связанные с развитием различных видов отношений ребёнка с окружающим миром.

В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются:

- произвольность в общении со взрослыми,

- произвольность в общении со сверстниками,

- адекватно сформированное отношении к самому себе [14].

По возможности, сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие её компоненты.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Читайте также:

Психологические особенности этнического своеобразия и культурного разнообразия поведения в современной западной этнической психологии
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие кате ...

Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Пер ...

Общая характеристика зарубежной конфликтологии
Среди направлений зарубежных психологических исследова­ний конфликта в первой половине XX в. выделяются: · психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); · социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); · этологическое ( ...