Содержание психической жизни младенца

Другая психология » Психологическая характеристика младенчества » Содержание психической жизни младенца

Страница 1

Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он наблюдает за ними и накапливает необходимый опыт для дальнейшего развития. Л.С. Выготский пишет: « Младенец с самого начала сталкивается только с такими ситуациями, в которых все его поведение вплетено и воткано в социальность. Его путь к вещам и к удовлетворению собственной потребности пролегает всегда через отношения к другому человеку. Именно поэтому социальные отношения новорожденного еще не могут быть дифференцированы и выделены из общей слитой ситуации, в которую они вплетены. Почти вся личная активность младенца вливается в русло его социальных отношений. Его отношение к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека».(В.301-302) «Психика младенца с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих его людей. Ребенок первоначально реагирует не на раздражения как таковые, а на выражение лиц людей, сталкивающихся с ним. Ребенок находится не столько в контакте с миром безжизненных внешних раздражителей, сколько сквозь и через него в гораздо более внутренней, хотя и примитивной общности с окружающими его личностями».(В.стр.309)

Зарубежные исследователи, начиная с Фрейда, всегда отмечали необыкновенную важность первых впечатлений новорожденного на дальнейшую жизнь человека. Доктор Беттельхейм пишет: «Недавние исследования обнаружили всестороннее влияние эмоциональных установок матери на протекание родов и состояние новорожденного младенца(Ferreira 1960, Davids,Devault & Talmadge,1961).Эти авторы не затрагивают вопрос о долговременных эффектах материнских переживаний, тогда как Зонтаг(Sontag) убежден, что длительный эмоциональный стресс в период беременности может иметь долговременные последствия для ее ребенка».(Б.стр.665)

Американский психотерапевт и создатель Ассоциации пре- и перинатальной психологии Дэвид Чемберлен доказал, что люди помнят обстоятельства своего рождения и первых дней жизни всю жизнь. Он пишет:

«Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тогда, как взрослые этого сделать не могут.

Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью ультразвукового изображения, других приборов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения.

Чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух — приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.

Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные — действительно личности. Современные научные открытия подтвердили, что младенцы – социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду - к себе.

В 1975 году публично отстаивали миф о том, что младенцы действительно не чувствуют и не тревожатся. Истина состоит в том, что новорожденные младенцы обладают всеми видами чувствительности. Их крики от боли подлинны.

Ссылаясь на данные анатомии мозга при рождении, ученые заключили, что он "примитивный" и слабо развит, неспособен к выполнению "высших" функций мышления, узнавания, памяти. Без мышления дети не могут обладать никаким опытом, накапливать знания. Рассуждали так: нет мышления — нет личности. Дискутируя по поводу миелинизации нервных волокон, заявляли, что такие воспоминания невозможны, так как миелинизация нервных путей к моменту рождения является неполной и, следовательно, сигналы не могли должным образом проходить через нервную систему. Но правда состоит в том, что миелинизация начинается в некоторых местах уже через несколько недель после зачатия, но не завершается до зрелого возраста. Кора мозга формируется в последнюю очередь. Было сделано ложное заключение, что кора не работает, пока не закончено ее формирование. До завершения формирования коры головного мозга интегральные системы регуляции дыхания, сна, пробуждения, пространственной ориентации и движения уже функционируют. Говорят, что умственная деятельность младенцев досимволичная, дорепрезентативная, дорефлекторная. Иначе говоря, дети не владеют словами и не могут думать. Недавние исследования показали, что дети много размышляют, с помощью языка или без него.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Личностные опросники
Личностные опросники - классический образец субъективного диагностического подхода. Опрос - один из наиболее надежных способов получения знания о личности, и поэтому вполне понятно давнее стремление исследователей к его объективизации. Эт ...

Особенности социальной профилактики детей и подростков с нарушениями в поведении.
Приведение основных принципов и содержания превентивной практики в нашей стране в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка не может быть осуществлено без изучения и критического осмысления международного опыта развития демокр ...

Определение конфликта и конфликтной ситуации.
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая диск ...