100 лет назад доктор Фрейд, наблюдая за взрослыми людьми, имеющими психологические проблемы, сделал открытие: в самом раннем возрасте эти люди не удовлетворили базовые потребности, необходимые для развития психики – и всю жизнь страдают от различных комплексов и неврозов.
В 40-х годах прошлого века ученик Фрейда Бруно Беттельхейм, изучавший аутизм и имевший успешный опыт излечения этого заболевания, пришел к выводу, что «аутизм теснейшим образом связан с тем, что происходит с ребенком и вокруг него с момента рождения; те или иные отклонения в психическом развитии родителей могут стать одним из факторов, обуславливающих возникновение этого страшного заболевания».(Б. стр.657).
Таким образом, чрезвычайно важно понимать и удовлетворять психологические потребности младенца.
Однако на практике в роддомах и детских поликлиниках мало кто заботится о психологическом комфорте новорожденного. Бытует мнение, что в первые недели, до миелинизации нервных волокон ребенок вообще не чувствует боли, не говоря уже об эмоциях. Таковы пережитки идеологизированного подхода к психологии в нашей стране.
Д.Б. Эльконин в своей фундаментальной работе «Детская психология», хоть и оговаривается, что вопрос о наличии и содержании психической жизни новорожденного нельзя считать окончательно выясненным, однако в целом соглашается с формулировкой И.М. Сеченова: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи». (Э.стр.29)
В настоящее время представляется необходимым пересмотреть эти постулаты, рассуждать о психологии младенчества на более гуманной основе, изменить способы взаимодействия с малышом на более щадящие.
В данной работе мы попытаемся вкратце ответить на следующие вопросы:
· Насколько сознателен новорожденный?
· Какие процессы происходят в его психике?
· Какие факторы окружающей среды влияют на развитие психики нового человека?
· Каковы наиболее благоприятные условия для развития в будущем полноценной личности?
Чтобы ответить на эти вопросы мы вначале приведем харатеристику психологии младенчества, данную Д.Б. Элькониным, затем рассмотрим некоторые результаты исследований зарубежных ученых и обратимся к опыту многодетных матерей, ежедневно наблюдающих своих детей.
Последний источник может показаться не вполне научным, но дело в том, что нормально развивающиеся дети редко попадают в поле зрения психологов. Научные наблюдения велись в основном в домах ребенка или в больницах за детьми, лишенными важнейшего фактора развития – постоянного общения с матерью и грудного вскармливания.
- Проявления психической жизни во младенчестве
- Период младенчества
- Развитие форм общения.
- Содержание психической жизни младенца
- Необходимые условия для развития личности ребенка
- Заключение
Читайте также:
Валидность
Валидность теста свидетельствует о степени его пригодности для оценивания именно того психологического качества, для измерения которого он предназначается. Она предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою фун ...
Профориентация
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,
Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специ ...
Личность, ее виды и структура
С позиции юридической деонтологии исходным началом в постижении структуры психики человека является уяснение общей характеристики личности.
Личность - социально-психологический облик человека, проявляющийся в устойчивом сочетании его инд ...
Навигация сайта