В настоящее время подготовка психологов осуществляется по специальной программе, которая включает:
Освоение форм и методов социально-психологической работы с коллективом сотрудников.
Обучения приемам нейро-лингвистического программирования:
диагностика по невербальным реакциям;
облегчение негативных психических состояний;
комплексные визуально-кинестетические техники защиты психики; суггестивная лингвистика;
Комплексные занятия по системной психодиагностике и обучение работе со специальными техническими приборами, в т.ч. и в экстремальных условиях.
Освоение директивных документов, регламентирующих проводимую психологическую работу, а также служебную деятельность органов внутренних дел.
Цель психологической службы — повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Эффективность деятельности — это достижение общественно приемлемого результата с оптимальными затратами. С этой точки зрения такие показатели, как низкие раскрываемость преступлений и уровень их профилактики, а также показатели нарушения законности, дисциплины, правовые проступки и преступления, текучести кадров, заболеваемости, травматизма, гибели и валидности сотрудников являются критериями эффективности деятельности психологической службы.
При сравнении показателей текучести кадров, состояния дисциплины и законности, количества жалоб граждан на противоправные действия сотрудников и некоторых других установлено, что в тех подразделениях где психологи работают более двух лет и в достаточном количестве ситуация значительно лучше, чем там, где такие специалисты отсутствуют.
Психологам нужны типовые программы профессионально-психологической подготовки сотрудников различных служб, руководителей органов внутренних дел.
Необходимо совершенствовать систему подготовки и переподготовки практических психологов на базе ведомственных образовательных учреждений, в том числе в виде курсов и постоянно действующих семинаров.
Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел осуществляется в целях обеспечения их качественного комплектования, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения у сотрудников, курсантов и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.
Одновременно профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявления которых следует учитывать, контролировать, коррегировать в процессе профессионального становления, предотвращая тем самым профессиональную деформацию.
Основными задачами профессионального психологического отбора являются:
выявление среди кандидатов на службу, учебу лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;
оценка психологической пригодности к социально-психологической деятельности;
прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу в ведомственные вузы по специальности «практический психолог»;
оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на службу после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества деятельности позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить психологическое образование и в последующем стать практическим психологом ОВД,
Итак, основными особенностями профессиональной деятельности психолога ОВД являются:
- правовая, социально-психологическая, морально-этическая и нравственная регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений, осуществляемой деятельности;
- нестандартный, творческий характер труда психолога;
- самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность за объективность даваемых оценок и характеристик, принимаемых решений.
Психологический анализ профессиональной деятельности психолога, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму деятельности психолога (описание различных объективных характеристик деятельности и требований к ней), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на учебу в ведомственные вузы и службу в правоохранительных органах по специальности «практический психолог».
Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности психолога в правоохранительной системе являются:
Читайте также:
Детерминация развития личности
Представители первой парадигмы склонны видеть в человеке объект, формирующийся под воздействием внешних факторов, представители второй парадигмы видят в человеке субъекта, обладающего стремлением к саморазвитию, способного меняться и меня ...
Профессиональное выгорание как психологическая проблема
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькае ...
Синдром раннего детского аутизма.
Детский аутизм описан Каннером в 1943 г. Это редкая форма патологии - встречается у 2-х из 10000 детей. Основные проявления синдрома - полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Развернутая клиника наблюдается в возрасте от 2 ...
Навигация сайта