Специфика подготовки практических психологов

Другая психология » Профессиональная деятельность юридического психолога » Специфика подготовки практических психологов

Страница 2

-познавательно-прогностическая (когнитивная),

-коммуникативная (общения),

-организационно-управленческая,

-воспитательная.

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого психологом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего является психологическое состояние кандидатов на службу или действующих сотрудников.

Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности.

Характерной чертой познания истины психологом, является закрепление в определенной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений.

В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность психолога обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции. Эта удостоверительная функция познавательного процесса практического психолога проявляется в составлении особого рода документов.

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности психологов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:

- дефицит, неупорядоченность, разнообразие получаемой информации психологического характера;

- противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;

- применение методов познания с использованием служебных полномочий;

- эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, - воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность.

Изучение социально-психологических явлений, их анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности практического психолога.

К их числу относятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания в области общей и юридической психологии, педагогики и социологии; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

Профессиональная деятельность психологов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места и роли общения в любой, тем более в психологической деятельности. Общение актуализирует в себе и социальные отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, и свойства личности.

Во многих случаях общение для психолога приобретает самостоятельный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ходе выступлений перед аудиторией, мероприятий нейро-лингвистического программирования, психотренинга, психокоррекции и т.д.

При этом профессиональное общение в качестве подструктуры психологической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда психологов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Значительный удельный вес в деятельности психолога занимают организационные вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах психологической деятельности значение организационных вопросов значительно возрастает и нередко этот аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать психолог. Особое значение это качество имеет для практического психолога, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных структурных подразделений ОВД, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей личного состава райотдела милиции, контролировать психологическое состояние подразделений и координировать оптимальные межличностные отношения между сотрудниками.

Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций.

Важную роль в организационной деятельности психолога играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения, оздоровляющие социальный микроклимат.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Профессиональное мышление юриста
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна зак ...

Горе и утрата как процесс, стадии и развитие
Синдром утраты- сильные эмоции переживаемые в результате утраты значимого близкого или любимого человека, утрата может быть временной или постоянной, реальной или воображаемой, физической или психологической. Горе – это процесс при помощи ...

Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности
По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, травматическая ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с ...