-познавательно-прогностическая (когнитивная),
-коммуникативная (общения),
-организационно-управленческая,
-воспитательная.
Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого психологом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего является психологическое состояние кандидатов на службу или действующих сотрудников.
Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности.
Характерной чертой познания истины психологом, является закрепление в определенной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений.
В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность психолога обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции. Эта удостоверительная функция познавательного процесса практического психолога проявляется в составлении особого рода документов.
Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности психологов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:
- дефицит, неупорядоченность, разнообразие получаемой информации психологического характера;
- противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;
- применение методов познания с использованием служебных полномочий;
- эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, - воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность.
Изучение социально-психологических явлений, их анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности практического психолога.
К их числу относятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания в области общей и юридической психологии, педагогики и социологии; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.
Профессиональная деятельность психологов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.
Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места и роли общения в любой, тем более в психологической деятельности. Общение актуализирует в себе и социальные отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, и свойства личности.
Во многих случаях общение для психолога приобретает самостоятельный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ходе выступлений перед аудиторией, мероприятий нейро-лингвистического программирования, психотренинга, психокоррекции и т.д.
При этом профессиональное общение в качестве подструктуры психологической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).
Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда психологов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Значительный удельный вес в деятельности психолога занимают организационные вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах психологической деятельности значение организационных вопросов значительно возрастает и нередко этот аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.
Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать психолог. Особое значение это качество имеет для практического психолога, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных структурных подразделений ОВД, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей личного состава райотдела милиции, контролировать психологическое состояние подразделений и координировать оптимальные межличностные отношения между сотрудниками.
Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций.
Важную роль в организационной деятельности психолога играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения, оздоровляющие социальный микроклимат.
Читайте также:
Психологические закономерности становления педагога
как профессионала
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций[46]:
обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;
конструктивная и исследовательская;
организаторская и коммуникативная;
самосовершенствование[47].
Реали ...
Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма
Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса. В данных условиях внимание к речи спе ...
Реориентационный тренинг в кризисных ситуациях
Одна из главных задач реориентационного тренинга - выявление сильных сторон каждого человека, его "экспертных зон". Усилия тренера направлены на то, чтобы помочь человеку ощутить те зоны опыта, в которых он является экспертом, и ...


Навигация сайта