Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии

Другая психология » Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии » Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии

Как это ни парадоксально звучит, военная наука — самая молодая отрасль научных знаний, которая изучает проблему конфликта, выделяет ее как самостоятельную. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это жур­нальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов (рис. 3.1).

Почему же столь поздно по сравнению с другими отраслями зна­ний военная наука обратилась к изучению конфликта? Чтобы отве­тить на этот вопрос, необходимо обратиться к предмету исследования военной науки. Как следует из «Военного энциклопедического сло­варя», «основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне» [18]. Поэтому закономерно, что до конца 80-х годов в военной науке приоритетное значение отводилось категории «война». Война рассматривалась как общественно-политическое яв­ление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия.

В конце 80-х годов в военной науке появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий «война» и «военный конфликт». Война стала рассматриваться как сложное социальноеявление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.

В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:

· Разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта и т.д. (С.Богданов);

· Роль и место армии в вооруженных конфликтах (Чебан);

· Стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А.Касюк);

· Действия видов и родов войск в военных конфликтах (ВДубров);

· Влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедея­тельности общества (Ю.Седов).

Р. Льюс и X. Райфа открывают монографию «Игры и реше­ния» словами [5]:

Во всей мировой литературе столкновение интере­сов было одной из главных, тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнимы лишь темы Бога, любви, и внутренней борьбы.

Эти темы невозможно раскрыть без анализа противостояния добра и зла, внутренних переживаний и исканий, скрытого и явного противоборства. Поэтому категория конфликта является одной из центральных в искусствоведении.

Разработка художественного конфликта в искусствоведении на­чалась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте». Пик публикаций приходится на 50-е годы, когда в советском искусстве был объявлен бой «теории бесконфликтности». В 1948—1952 гг. в журнале «Театр» шла дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в ху­дожественном произведении. «Быть конфликту!» — таков итог дис­куссии.

Искусствоведение в своих творческих исканиях было связано с внутриполитической ситуацией, складывающейся в стране. Как только прозвучали слова Г.М. Маленкова в отчетном докла­де ЦК XIX съезду партии о том, что «наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики — одним из действенных средств воспитания», появились статьи о проблеме конфликта в литературе, театре, кино и т.д. Для искусствоведов изучение проблемы конфликта не явилось временной кампани­ей и до 1983 г. наблюдался устойчивый интерес к этому явлению в искусстве (рис. 3.2).

Конфликт изучается в различных видах художественного твор­чества: литературе (А.Г. Погребный), театре (В.А. Сахновский-Панкеев), кино (Н.В. Крючечников), музыке (И.К. Демина), изобразительном искусстве (Л.В. Мочалов).

Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении.

· Исследование художественного конфликта как частного мо­мента искусства, где структурной единицей анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как компонент предметно-темати­ческого, структурно-композиционного среза.

Читайте также:

Понятие бессознательного
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознат ...

Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста
Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и ...

Виды и применение индивидуальной психокоррекции ПТСР
Индивидуальная психокоррекция используется, когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда ...