Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии

Другая психология » Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии » Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии

Как это ни парадоксально звучит, военная наука — самая молодая отрасль научных знаний, которая изучает проблему конфликта, выделяет ее как самостоятельную. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это жур­нальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов (рис. 3.1).

Почему же столь поздно по сравнению с другими отраслями зна­ний военная наука обратилась к изучению конфликта? Чтобы отве­тить на этот вопрос, необходимо обратиться к предмету исследования военной науки. Как следует из «Военного энциклопедического сло­варя», «основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне» [18]. Поэтому закономерно, что до конца 80-х годов в военной науке приоритетное значение отводилось категории «война». Война рассматривалась как общественно-политическое яв­ление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия.

В конце 80-х годов в военной науке появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий «война» и «военный конфликт». Война стала рассматриваться как сложное социальноеявление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.

В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:

· Разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта и т.д. (С.Богданов);

· Роль и место армии в вооруженных конфликтах (Чебан);

· Стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А.Касюк);

· Действия видов и родов войск в военных конфликтах (ВДубров);

· Влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедея­тельности общества (Ю.Седов).

Р. Льюс и X. Райфа открывают монографию «Игры и реше­ния» словами [5]:

Во всей мировой литературе столкновение интере­сов было одной из главных, тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнимы лишь темы Бога, любви, и внутренней борьбы.

Эти темы невозможно раскрыть без анализа противостояния добра и зла, внутренних переживаний и исканий, скрытого и явного противоборства. Поэтому категория конфликта является одной из центральных в искусствоведении.

Разработка художественного конфликта в искусствоведении на­чалась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте». Пик публикаций приходится на 50-е годы, когда в советском искусстве был объявлен бой «теории бесконфликтности». В 1948—1952 гг. в журнале «Театр» шла дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в ху­дожественном произведении. «Быть конфликту!» — таков итог дис­куссии.

Искусствоведение в своих творческих исканиях было связано с внутриполитической ситуацией, складывающейся в стране. Как только прозвучали слова Г.М. Маленкова в отчетном докла­де ЦК XIX съезду партии о том, что «наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики — одним из действенных средств воспитания», появились статьи о проблеме конфликта в литературе, театре, кино и т.д. Для искусствоведов изучение проблемы конфликта не явилось временной кампани­ей и до 1983 г. наблюдался устойчивый интерес к этому явлению в искусстве (рис. 3.2).

Конфликт изучается в различных видах художественного твор­чества: литературе (А.Г. Погребный), театре (В.А. Сахновский-Панкеев), кино (Н.В. Крючечников), музыке (И.К. Демина), изобразительном искусстве (Л.В. Мочалов).

Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении.

· Исследование художественного конфликта как частного мо­мента искусства, где структурной единицей анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как компонент предметно-темати­ческого, структурно-композиционного среза.

Читайте также:

Особенности детского рисунка
Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы. Доизобразительный период это период "каракулей", "марания", который, начинаясь в возрасте 1,5-2 лет, длится вплоть до 3-3,5 лет. Этот этап продолжителен и н ...

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
В данном параграфе мы рассмотрим профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. Рассмотрим их подробнее: 1. Д ...

Понятие образа в психологии
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, напр ...