Профессионально–ценностные установки студентов

Страница 1

Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эрудирован, имеет педагогические навыки, но он не может на высоком уровне вести педагогический процесс, так как не имеет определенной ценностной установки в отношении своей профессии. Наличие такой установки существенно изменило бы отношение учителя к своей профессии, определило бы успешную профессиональную деятельность. Часто случается и так, что студенты, избравшие определенную профессию, на этапе обучения в вузе разочаровываются в своем выборе. Это обычно связано со стихийностью процесса профессионального самоопределения в школьные годы, его обусловленности внешними и внутренними (личностными) причинами, далеко не всегда оказывающими положительное влияние, недостаточным уровнем профессионального воспитания в самом высшем учебном заведении.

В результате во многих вузах сегодня учится немало студентов, не имеющих соответствующей установки к получению профессии, а лишь мечтающих о заветной «корочке» – дипломе о высшем образовании. Как показывает практика, многие из таких студентов в дальнейшем долгое время не могут найти свое место в жизни. Поэтому еще на этапе вузовского обучения и воспитания необходимо выявление таких структурных изменений личности и соответственно изучение формирования таких личностных новообразований, которые обусловливают профессионально-педагогическое формирование личности будущего учителя.

Данные новообразования педагогами и психологами обозначаются разными названиями (профессиональная направленность, профессиональное сознание, профессиональное становление, профессиональная позиция, психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности, и т.д.) и имеют разные значения. Мы считаем, что для обозначения данного психологического новообразования наиболее адекватным является понятие профессионально-ценностной установки.

Под профессионально-ценностной установкой будущего специалиста мы понимаем важнейший компонент структуры личности, который выражает предпочтительное отношение к ценностям профессии и находит свое выражение в интересах, потребностях, взглядах, оценках, мотивах. Поэтому, на наш взгляд, «профессионально-ценностная установка будущего специалиста – это осознание личностью своей внутренней позиции, своего отношения, положительной значимости профессиональной педагогической деятельности для саморазвития, самовоспитания и творческой самореализации личности, наличие когнитивной, аффективной, аксиологической и конативной готовности к ее осуществлению в соответствии с требованиями профессиональной педагогической деятельности».

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия. Поэтому ее воспитание сводится к изменению одной или нескольких их составляющих (Таблица 1).

Таблица 1 - Формы и методы, используемые для реализации модели формирования профессиональных установок студентов

Формы и методы, используемые для реализации модели воспитания

Формирование проф.установок

Методы стимулирования и мотивации (Л.М. Митина), обучение в сотредничестве (Ш.А. Амонашвили), методы развивающего и саморазвивающего обучения (Е.А. Ямбург, Г.К. Селевко), метод развития профессионально важных качеств (В.Э. Антрушкевич, В.Б. Борейша)

Установка на приобретаемую профессию

Методы интенсификации обучения (В.Ф. Шаталов), индивидуальное творческое задание (метод проектов Ф.Н. Апиш и Н.В. Надеиной), методы групповой работы (А. Осборн, Дж. Айан)

Заинтересованность в приобретаемой профессии

Методы личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), работа в «экспертных группах», работа в малых группах (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), метод «мозговой атаки» А. Осборна

Сформированность профессиональных целей

Метод профессиограмм и психограмм профессии (М.Д. Дмитриева, А.А. Крылов, В.Д. Симоненко), деловые и ролевые игры (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и др.)

Связь будущего с приобретаемой профессией

Страницы: 1 2

Читайте также:

Основные подходы к понятию "образовательная среда"
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим ...

Дети из детского дома
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом пробл ...

Бессознательное в структуре личности.
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнес ...