Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства

Другая психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства

Страница 1

Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, вовсе не всегда являются центральными, т.к для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени. Тем не менее, не следует игнорировать и психологические проблемы, связанные с групповым членством.

Нередко подобные проблемы возникают уже в детстве, в процессе формирования этнической идентичности, причем чаще всего с ними сталкиваются члены групп меньшинств. Группа меньшинства – не обязательно меньшая по численности группа. Это – низкостатусная группа, члены которой по своим физическим или культурным особенностям отличаются от других членов общества и подвергаются дискриминации (29, с.28). На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужих группах, так и этническое самоназвание. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой (Беларусь), высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: "Люди там живут по-другому, не так как мы". Разные понятия – житель города, гражданин республики, член этнической общности – оказались для них равнозначными, и только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. Подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (Романова О.Л., 1994). Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках, но дети пытаются и оценивать этнические группы. Так, различия в степени выраженности этнической идентичности обнаружены у детей, живущих в разных гетерогенных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая идентичность сильнее выражена у тех, кто живет в культурной среде, значительно отличающейся от собственной (в Казахстане). А для детей, живущих в Беларуси, культура народа которой близка к русской, осознание этнической идентичности не является жизненно важной проблемой (25, с.64).

Точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит – группе большинства или группе меньшинства. В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате каждый новый член общества оказывается приписан к тому или иному этносу. Несмотря на это "приписывание" не обязательно оказывается пожизненным: при переселении в другое государство или республику ребенок попадает в новые социокультурные условия, и в зависимости от внешних обстоятельств, отношений, установок, этническая принадлежность, как и самосознание может меняться. Процесс такого изменения обычно бывает затруднен с психологической точки зрения. Отвергать этнос, в котором оказывается ребенок – значит этнос отвергнет его. Причислить себя к "новому" этносу – значит изменять себя изнутри, ломать стереотипы и этническую идентичность. На такой выбор способна только зрелая личность, в случае же ребенка, ему многое помогают осознать родители, которые в данном вопросе играют практически главную роль. В случае неблагоприятного межгруппового сравнения индивид может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке сменить группу. Имеется в виду именно осознанная смена группы, приводящая к формированию измененной, а не ложной идентичности, которая выявлена у маленьких детей с еще не сформировавшейся этнической идентичностью, воспринимающих себя в качестве членов доминантной группы.

Что касается малых групп, то при неадекватном неблагоприятном оценивании собственной группы, как правило, существует объективная возможность перехода в другую группу. Более сложная проблема при негативном восприятии собственной большой группы: социального слоя, пола, расы, то есть групп с низким или нулевым уровнем межгрупповой мобильности. Во все времена отдельные представители социальных низов выбивались наверх благодаря таланту, усилиям, удаче. Одни общества и эпохи способствуют индивидуальной мобильности больше, другие – меньше.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сл ...

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тара ...

Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно ...