Установленный в исследовании приоритет социального характера профессионализации позволяет выделить основные характеристики профессиональной ситуации развития сотрудника милиции: 1) особенности профессиональной деятельности сотрудника, которые заключаются в следующем: предмет труда – другой человек во всей совокупности его проявлений (наиболее часто – правонарушитель); субъективность целеполагания профессиональной деятельности; ее детальная правовая регламентация; стрессогенный характер службы; 2) специфика профессионального общения сотрудника милиции, которая заключается в широте, многоаспектности, конфликтности коммуникаций; публичности исполнения профессиональных действий, их осуществление под жестким социальным контролем.
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.
К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести:
выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;
развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;
формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;
совершенствование стиля и методов управления персоналом;
формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка
Психологическое направление профилактики профдеформации личности сотрудника ОВД предусматривает проведение:
просветительно-разъяснительных лекций и бесед о вероятности, сущности и последствиях профессиональной деформации;
индивидуального консультирования, психологической поддержки (с привлечением лиц внеслужебного окружения);
сеансов регуляции и саморегуляции общего психического состояния и поведения;
психологического стимулирования к личностному и профессиональному развитию с определением близкой, средней и отдаленной перспектив.
Заключение
Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации.
Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.
Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Профессиональная деформация проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей.
Читайте также:
Профессия педагога и педагогические способности
Педагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек - Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребность ...
Механизм сна
Сон
— физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляе ...
Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного
возраста
В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых детей должны решаться следующие задачи:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное вни ...
Навигация сайта