Профессиональная деформация работников органов правопорядка

Другая психология » Профессиональная деформация работников органов правопорядка

Страница 2

Предмет деятельности – это основной компонент ее структуры, он определяет специфику предметного действия субъекта профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев). Существование и функционирование в логике предмета деятельности определяет особенности профессионального сознания субъекта труда. Предметом труда сотрудника милиции является другой человек во всей совокупности его проявлений (его характер, мировоззрение, привычки, особенности его психологии и анатомии, специфика его внутреннего мира), с наибольшей вероятностью – правонарушитель, отличающийся своим негативным отношением к закону, имеющий деформированную психику, сознание, мораль. Общение с ним, необходимость установления контакта, работа над его перевоспитанием и исправлением составляют содержание профессиональной деятельности сотрудника милиции. Что, в свою очередь, требует от него необходимости учета в своих воздействиях психологических и моральных особенностей правонарушителя.

Учесть эти особенности невозможно без их точного и полного знания. Основой и исходным условием субъективного познания выступает процесс идентификации с другим человеком (О.С.Анисимов). Достижение эффекта идентификации предполагает уподобление как физически-действенного и чувственно-эмоционального, так в той или иной мере, уподобление потребностного состояния. Если же механизм деидентификации работает плохо, сотрудник «застревает» в своей профессиональной роли.

Одним из определяющих компонентов структуры профессиональной деятельности является ее цель. Характер и результат процесса целеполагания во многом зависит от развития мотивационно-ценностной сферы личности сотрудника правоохранительных органов. Профессиональная деформация сотрудника милиции может выражаться в неверном определении наиболее общих целей деятельности, неадекватной постановке задач в конкретных рабочих ситуациях, вследствие чего и процессы, и результаты труда могут быть деформированы.

В сфере профессиональных норм, определяющих цели осуществления правоохранительной деятельности, наблюдается определенное рассогласование. С одной стороны, детальная правовая регламентация или «нормативный» характер деятельности сотрудника милиции определяет необходимость руководствоваться фиксированными и заранее предписанными правилами. С другой стороны, в конкретных трудовых ситуациях, где профессиональные нормы плохо конкретизированы для самых разных условий, на первый план выходят личностные качества сотрудника, его отношение к нормам трудовой этики. Пренебрежение универсальными нормами деятельности и профессиональной морали может приводить к профессиональной деформации личности сотрудника милиции.

Негативными характеристиками профессиональной деятельности сотрудников милиции также являются: повышенная виктимность труда, большая эмоциональная насыщенность при дефиците позитивных впечатлений. Подобные особенности службы создают почву для развития стрессовых состояний у сотрудников. С увеличением стажа работы происходит постепенное накопление психической напряженности в структуре личности сотрудника (В.В. Лебедев, А.В. Шамис). Это повышает вероятность возникновения дезадаптации и профессиональных деформаций сотрудников милиции.

Наиболее значимым средством осуществления служебной деятельности сотрудника милиции является профессиональный язык, в активном словаре которого присутствуют не только термины, отражающие специфику нормативных актов, регулирующих деятельность ОВД. В профессиональном взаимодействии с правонарушителями сотрудники нередко вынуждены использовать специфические жаргонные понятия. Профессиональный язык является мощным фактором (де-)формирования мировоззрения служащего: как средство восприятия, познания и понимания мира он становится достоянием сотрудника не только как субъекта труда, но и как целостной индивидуальности. Сотрудник стремится использовать его не только в профессиональной сфере, но и переносит на многие другие ситуации жизни для своего самоопределения в них.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Создание условий для успешного формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
С поступлением умственно отсталого ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстни ...

Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом.[10,c.204] Сензитивным периодом д ...

Причины привлекательности западных моделей СПТ для российских участников
Несмотря на то, что, как уже было указано, многие тренинговые группы, построенные по западным моделям, формируют ценности, которые трудноосуществимы в повседневных социальных контактах, методы работы в группах, отношения и атмосфера, кото ...