Профессиональная деформация работников органов правопорядка

Другая психология » Профессиональная деформация работников органов правопорядка

Страница 1

Реформирование системы органов внутренних дел оказало существенное влияние на изменение кадровой политики, принципов воспитания и профессиональной подготовки личного состава. Главной целью воспитательной работы в настоящее время определяется формирование всесторонне развитой, профессионально-подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника. Созданные в отделах по кадровой и воспитательной работе психологические службы активно развиваются. Они помогают справиться с проблемами профессионального отбора кадров, способствуют выявлению “групп риска”. Однако проблема количественного сохранения кадров имеет глубокое психологическое основание и оборачивается проблемой их качественного сохранения. Необходимая для эффективной деятельности ОВД линия движения кадров от профессиональной адаптации через развитие к мастерству часто сопровождается профессиональными деформациями сотрудников. Понимание сущности воспитательной деятельности как создания психолого-педагогических условий для развития и самосовершенствования личности сотрудника способствует признанию наиболее актуальной в работе психолога задачи обеспечения моральной и психологической устойчивости сотрудников, профилактики и преодоления проявлений профессиональной деформации.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме профессиональной деформации сотрудников милиции, во многом обусловленный обострением социальных проблем в современном обществе и, как следствие, необходимостью повышения эффективности деятельности ОВД, она остается недостаточно изученной и объясненной.

Профессиональная деформация: понятие, сущность

Профессиональное развитие личности можно рассматривать как процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий, согласования различных тенденций и требований, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями, возможностями их реализации (Ю.П. Поваренков).

Основными характеристиками ситуации профессионального развития сотрудника милиции выступают особенности профессиональной деятельности и профессионального общения, которые в своем единстве создают специфическое пространство социальных отношений. Главным показателем профессионализации является развитие профессионального самосознания, основой которого выступают значимые ценностные отношения сотрудника к профессиональной деятельности и к себе как к ее субъекту.

Под влиянием неблагоприятных воздействий профессиональной ситуации, вследствие нарушения процесса профессионализации сотрудник оказывается в состоянии дезадаптированности. Отрицательные изменения значимых отношений сотрудника, в которых структурированы его негативные переживания и представления как субъекта профессиональной деятельности, являются сущностью профессиональной деформации.

Профессиональная деформация

– это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик сотрудника ОВД в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности.

Феномен профессиональной деформации заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации.

Профессиональная деформация – это общечеловеческий социально-психологический феномен.

Вполне благопристойные люди, когда им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая индивидуальную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи.

Психологический механизм формирования феномена профессиональной деформации адекватней анализировать не с помощью понятия (зеркального) «отражения», а более подходящих терминов – интериоризация, консервация, вживание, вчувствование.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Психологическое состояние стресса у военных, переживших экстремальный опыт жизни в военных действиях в Чечне
Военные, пережившие экстремальный опыт жизни в боевых действиях в Чечне, безусловно, также подвергаются психической травме и стрессу. У них развивается посттравматическое расстройство смысла. Военные действия в Чечне можно отнести к экстр ...

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью ...

Символика цвета
Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множеств ...