Классификации психодиагностических методик

Другая психология » Психодиагностика как наука » Классификации психодиагностических методик

Страница 1

Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния или процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, и требуют особой работы с диагностическими показателями: сравнения профилей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, – непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии – с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом – не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений. Если, например, предполагается, что деятельность людей существенно отличается по мотивам, то должны быть найдены методы, выявляющие различные мотивы у разных людей.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика – с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем самым составной ее частью, – это дифференциальная психометрика, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы; этому разделу общей психодиагностики посвящена будет отдельная лекция.

Третье основание психодиагностики – практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так, например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость – способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена практикой – если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Научная психология пытается выразить эти качества через систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность и т. д., выражаются через систему базисных психологических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Происхождение и развитие сознания
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С точки зрения ес ...

Методологическая структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[1]: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, ...

Профориентация
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специ ...