Хотя и не существует жесткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, все же можно отметить некоторую предпочитаемость тех или иных методов в конкретных случаях.
Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегическую» информацию о клиенте, т. е. обеспечивать более или менее долгосрочный прогноз, они также должны позволять соотнесение обследуемого с другими людьми, т. е. предполагать стандартизацию. Поэтому в данных ситуациях наиболее часто употребляются объективные тесты и тесты-опросники, причем последние иногда основаны не на психологических категориях, а на категориях (системе понятий) заказчика. Таковы, например, известный Миннесотский многофакторный личностный опросник и его модификации.
В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с «нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идеографические техники, проективные и диалогические методы.
В ситуации 4 главное требование к методам – легкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого.
Этому условию удовлетворяет, например, тест 16РР Р. Кеттелла, но плохо соответствует ММР1, диагностические описания которого рассчитаны на психиатра.
Читайте также:
Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности к ...
Подражание
Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового по ...
Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Итак, мы можем сказать, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, ...


Навигация сайта