Профессионализм есть свойство человека выполнять деятельность на высоком уровне, - систематически, эффективно и надежно - в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда. Это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала.
Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием.
Профессиональное самосознание включает в себя представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.
В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности.
К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные.
Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности, к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам), к объекту труда, к предмету труда, к средствам труда, к условиям труда.
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального учения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве "образца".
При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение "образца" служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом.
Истинного профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.
В неблагоприятных условиях для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных ресурсов, прежде всего внутренних, которые используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Соответственно, возрастает "цена" деятельности (затратная сторона), проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности и др.
Таким образом, человек вынужден мобилизовать свой адаптивный потенциал для выполнения профессиональной задачи в неблагоприятных условиях.
Адаптивный потенциал человека (как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности) - это его интегральная способность противостоять негативным воздействиям среды. Профессионал способен также активно противостоять "дезадаптивным" воздействиям (проявляющихся в различных видах нагрузки).
Читайте также:
Проблемы адаптации к школе и успеваемости детей младшего школьного возраста
В нашем исследовании мы рассматривали связь уровня успеваемости детей с одним из факторов готовности и адаптации ребенка к школе – взаимоотношением с учителем. При проверке гипотезы о том, что успеваемость детей младшего школьного возраст ...
Профессиональное выгорание как психологическая проблема
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькае ...
Стили лидерства и руководства
Как показывает практика, психологический климат в группе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффек ...


Навигация сайта