Особенности видов мышления

Страница 7

Между выразительностью интеллектуального дефекта и уровнем сформированности причинно-следственного мышления однозначной связи нет. Переход от одного уровня к другому можно ускорить специально организованной учебой. Влияние возраста на этот процесс у детей-олигофренов незначительный, поскольку информация, которую они получают из окружающей действительности стихийно, самостоятельно ими не прорабатывается и обобщается недостаточно. Этим олигофрены существенно отличаются от одногодков с нормальным интеллектом.

Недостаточность вербально-логического мышления отражается на процессе интериоризации умственных действий ребенка во внутренний план. Особенно ярко это видно при учебе детей-олигофренов математики. Ученики вспомогательной школы с большими трудностями овладевают устным счетом. Некоторые из них фиксируются на осуществлении вычислений на пальцах или с помощью линейки. Очень сложным является для них развязывание арифметических задач. Они самостоятельно не могут проанализировать условия, определить способ решения, склонные уподоблять один тип задачи другому. Р. А.

Исенбаева одной группе учеников 3-5-х классов предлагала сначала развязать задачу на одно действие, а потом другую, более сложную - на два действия; вторая группа, напротив, сначала работала над более сложной задачей, а потом - над более простой. В обеих группах следующая задача развязывалась по аналогии с первой.

В отличие от школьников с нормальным интеллектом, для которых понимание грамматического или математического правила является достаточным для того, чтобы его повторить и успешно использовать на практике, умственно отсталые дети для воссоздания правила вынуждены его выучить наизусть, а пользоваться им могут лишь непосредственно после заучивания. При написании диктанта ребенок-олигофрен не может самостоятельно определить, в каком месте какое грамматическое правило необходимо применять.

Недоразвитие вербально-логического мышления оказывается также в трудностях делать выводы, доводить или опровергать, обобщенно передавать содержание текста.

Даже на конец учебы во вспомогательной школе у умственно отсталых выпускников наблюдается существенное недоразвитие высших форм мышления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Читайте также:

Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте
На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности: а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) Увеличение коли ...

Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника
Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры играет свою роль. Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию д ...

Показания для применения символдрамы
Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое “декондиционирование” (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы повед ...