Особенности видов мышления

Страница 2

Метод попыток и ошибок у учеников вспомогательной школы является самым распространенным способом выполнения действия. Он заключается в проверке всех возможных вариантов сочетания частей. Это значит, что ребенок уже ориентируется на недифференцированный образ конечного результата и сравнивает его с тем, что у нее выходит в результате случайного соединения частей. Ребенок может выявить свойства предмета лишь путем практического действия с ним.

Да, она может определить, какая матрешка является больше, а которая - меньшей, лишь попробовав их вложить друг в друга; найти соответствующее отверстие почтового ящика для фигуры путем ее прикладывания к каждому из них по очереди.

Использование способа примерения значит, что ребенок уже может предпринимать отдельные умственные действия мысленно. Здесь попытки и ошибки сочетают с зрительным соотношением. Например, выяснив практическим путем, что цилиндр проходит в почтовом ящике лишь в отверстие круглой формы, ребенок уже остальные цилиндры опускает именно в это отверстие; складывая разрезную картинку, она может ориентироваться на отдельные признаки, такие как цвет, форма среза отдельных частей и другая, благодаря этому поиск правильных соединений осуществляется более целеустремленно и точно.

Метод зрительного соотношения дает ребенку возможность находить решение с первого раза, без попыток. Это значит, что ребенок может, ориентируясь на систему признаков, от которых зависит правильность выполнения задания, осуществлять попытки и ошибки мысленно, в воображении.

В арсенале ребенка с умственной отсталостью имеются все способы выполнения умственного действия - от метода силы к зрительному соотношению. Какому из них она окажет предпочтение, зависит от сложности задания. Знакомые задания выполняются с помощью зрительного соотношения. Берясь к выполнению нового сложного задания, умственно отсталый ученик склонен сначала использовать метод попыток и ошибок. И только убедившись в неадекватности этого способа, начинает использовать более сложный.

Это отличает детей-олигофренов от нормальных, которые, овладев высшим уровнем умственных операции, не склонные возвращаться к элементарным.

Особенности понимания сюжетных картин умственно отсталыми школьниками исследовала Н.М. Стадненко. Она установила, что при объяснении изображенного на картине умственно отсталые не анализируют сюжет, а лишь называют каждый изображенный предмет и его детали. Выделяя отдельные предметы, они не объединяют их в смысловые группы, тому, невзирая на большое количество названных объектов, не раскрывают содержания картины.

Нормально развитые дети не называют большого количества объектов, а лишь те из них, которые отображают содержание сюжета. Поэтому по объему их рассказы значительно меньшие, но более содержательные. Для умственно отсталых детей изображенные детали являются объектами, что надо назвать, для нормальных - объектами рассуждения.

Умственно отсталые дети, рассматривая картину, не видят взаимообусловленность в действиях изображенных объектов, не выделяют существенного, не абстрагируются от несущественных, второстепенных деталей, воспринимают картину хаотически, часто отвлекаясь от ее сюжета. В интерпретации умственно отсталых детей картина превращается в совокупность предметов, их движений и частей как равнозначных элементов сюжета.

В процессе осмысления картины умственно отсталыми детьми анализ сюжета осуществляется оторвано от синтеза, и при этом анализ преобладает над синтезом. Рассматривая картину "Первый раз в первый класс", ученики вспомогательной школы отмечали, что девочка одета в школьную форму, что на календаре написано "1 сентября". Но никто не сказал, что девочка идет к школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также: