Свойства знака в формировании понятий

Другая психология » Психологическая специфика понимания слов » Свойства знака в формировании понятий

Страница 2

Согласно полученным данным, влияние фактора времени задержки знака оказалось незначимым, влияние номера теста (научение) оказалось также незначимым.

Следовательно, для задержки знаки не было выявлено наличие компенсаторного механизма и эта помеха не позволяла испытуемым сформировать понятие.

В третьем эксперименте мы пытались проследить влияние количества некатегоризуемых (шумовых) объектов на успешность формирования понятий. Испытуемый в случайном порядке получал объекты относительно которых он должен был предположить к какой из двух категорий они относятся - после предположения, он получал обратную связь о том, что объект не относится ни к одной из категорий. В первой экспериментальной серии было два таких некатегоризуемых объектов (7% от общего количества), во второй четыре (15% от общего количества объектов), и в третьей – шесть (30 %). В результате оказалось, что влияние количества некатегоризуемых объектов оказалось незначимым, влияние номера теста (научение) оказалось незначимым. Следовательно, понятийная система также не в состоянии справиться с этим затруднением.

Однако тот факт, что разное количество некатегоризуемых объектов не повлияло на успешность формирования понятия в совокупности с тем, что общая успешность была близка к уровню случайных ответов заставляет нас подробнее проанализировать полученные результаты. Даже два некатегоризуемых объекта резко снижали успешность формирования понятия. Возможно наличие таких объектов не позволяет испытуемым выстроить правило для отнесения объектов к категориям, так как все эти объекты предъявлялись без знака - они просто предъявлялись испытуемому, потом на их месте, где должно быть название категории предъявлялось пустое поле. Мы предполагаем, что если бы на их месте было бы слово, которое обозначало эту третью (шумовую) категорию, то это изменило бы это наши результаты. Согласно нашей гипотезе, знак нужен не только для выделения релевантных признаков, но и для отбора в памяти нерелевантных. Если нет знака, обозначающего третью категорию, то результаты проведенной аналитическая работы не сохраняются в памяти.

Для того, чтобы проверить данную гипотезу мы провели четвертый эксперимент, в котором точно такие же некатегоризуемые объекты обозначались знаком-надписью "другой объект". В остальном процедура была такой же, как и в предыдущем эксперименте. В результате выяснилось, что влияние количества некатегоризуемых объектов оказалось также незначимым. Однако попарное сравнение показало отличие в успешности категоризации с двумя и четырьмя некатегоризуемыми шумовыми объектами от 6 некатегоризуемых объектов на уровне значимости p=0,059. Влияние номера теста (научение) оказалось значимым.

Следовательно, мы видим, что и для такого затруднения, как наличие некатегоризуемых объектов существует компенсаторный механизм, однако его возможности не безграничны – при двух и четырех "других объектов" он действует, а при шести уже не справляется. Главный результат этого эксперимента заключается в том, что некоторые компенсаторные механизмы понятия запускаются не спонтанно, а с помощью знаковых средств.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

История развития и обоснования проективных методик.
История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным мето­дом и теорией не является однозначной и неизменной. Еще более сложны и опосредованы отношения между той ...

Развитие, воспитание, обучение
Воспитание – Формирование, обучение кого-либо. Совокупность моральных, интеллектуальных и культурных приобретений человека. Самые важные и заметные компоненты воспитания мы получаем от родителей или от тех, кто их заменяет, а также от наш ...

Техника проведения психотерапии
Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться ...