Структура работы личности

Страница 1

Существует большое количество определений личности человека - этического феномена, что представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. С личность неразрывно связанно понятие «работы личности».

«Работа личности» включает в себя:

- самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного Я;

- психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней Я-опыта (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);

- психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, навязанная субъектность);

- и главное - духовную работу: духовное самоопределение, выработка ценностно-смыслового кода.

Работа личности носит темпорально-конституитивный характер и без феномена работы невозможно объяснить целостность переживания любого события как единства многообразия темпоральных моментов. Следовательно, в работе личности происходит перенос внешнего внутрь, превращение социальных отношений в психические отношения личности. Но не внешние отношения переносятся внутрь, а внешнее сотрудничество - в «сотрудничество функций», т.е. устанавливаются связи между связями, между функциями.

Инструментальная функция как высшая психическая функция, опосредствованная знаком, связывается с другой инструментальной функцией, образуя психическую систему: перенос внешней связи внутрь есть образование межфункциональных связей, а не перенос отдельной функции как внешнего внутрь. В личности «завязываются узлы» межфункциональных связей.

Работа личности, которая определяется, отталкиваясь от взглядов А.Н. Леонтьева, как завязывание в личности узлов деятельности, отношений, связей, обнаруживается теперь как завязывание в узел инструментальных актов, функций, следуя логике Л.С. Выготского. При этом персоногенез и психогенез высших психических функций соединяются: личностное связывание узлов есть способ образования высших психических функций. Если это так, можно сделать вывод, что и внутреннее инструментальное, знаковое опосредствование должно осуществляться в горизонте работы личности. Действительно в психической функции связываются две функции: одна функция осуществляется в отношении Я, а другая - в отношении Другого.

Двойное опосредствование инструментальной функции. В каждой из функций f1 и f 2 - х1 и х2 это опосредствующие знаки-орудия; высшие психические функции существуют как межфункциональные связи, которые изображены как связь между двумя треугольниками опосредствования.

Если следовать тому, что развитие функции происходит как межфункциональная трансформация, то надо поставить вопрос, как связываются сами эти функции. Так как каждая из функций в данном случае является инструментальной операцией, структура каждой из которых соответствует треугольнику опосредствования, то необходимо раскрыть работу личности, связывающую два треугольника опосредствования. Этот процесс мы изобразили на рисунке 1 как двойное опосредствование. Работа личности объясняет тот процесс личности, который связывает связи, существующие в разных горизонтах. В этой работе связываются, во-первых, функции f1 и i2 и функции f2 и; во-вторых - две инструментальные функции, соответствующие треугольникам А1X1В1 и А2X2В2. Работа личности на этом не завершается: в ходе трансформации связей связываются в единстве А1 и Х1 и В1 и В2 (в области Я-полюса и полюса Другого), а также устанавливаются отношения (А1 - В1) и (А2 - В2). Образуется также множество других неотмеченных отношений.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Структура отклоняющегося развития
Понятие дефекта — центральное для специальной психологии и педагогики — детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, н ...

Психотипы как фактор конфликтного поведения
На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. Люди отличаются друг от ...

Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с лю ...