Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника

Другая психология » Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата » Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника

Страница 1

Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры играет свою роль. Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Анализ работы дошкольных учреждений, проведенный специалистами, свидетельствует о том, что во многих из них физическое воспитание отсутствует как система, с помощью которой у детей формируются здоровые привычки (не только умения выполнять то или иное действие, но и первичные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни). Самое страшное: отсутствует интерес к физическому воспитанию у педагогов и родителей: последних порой больше интересуют успехи ребенка в математике, чем достижения в физкультуре. В подавляющем большинстве рассмотренных дошкольных учреждений роль специального психолога в сфере активизации физкультурной деятельности дошкольника сводилась к минимуму. (3)

Конечно, нельзя не отметить счастливые исключения, когда в дошкольном учреждении работают грамотные методист и инструктор по физической культуре, которые вместе с психологом организуют не только физкультурные занятия, но и осуществляют это в общей системе физического воспитания. Но, к сожалению, один, два человека не в состоянии охватить весь объем работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Известно: для того, чтобы у детей была удовлетворена потребность в движении, 50% всего времени пребывания в дошкольном учреждении они должны двигаться. Поэтому важно грамотно организовывать весь режим в детском саду, а это множество разнообразных аспектов, среди которых, несомненно, есть и направления деятельности специального психолога.

Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватных средств и методов обучения, который должен проводиться с непременным участием психолога; творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами.

Поэтому, осуществление физического воспитания, как системы, предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними не только у методистов, психологов, но и у воспитателей. Чрезвычайно важно, чтобы педагоги грамотно обучали детей движениям, их качеству, сами понимали оздоровительное и психокоррекционное воздействие физических упражнений на организм ребенка. И здесь в работу по «просвещению» воспитателей, наряду с методистом должен включаться психолог, объясняя направленность и взаимодействие в развитии психических и физиологических особенностей всех детей и каждого в отдельности, что реализует условия индивидуального подхода в воспитании. Со своей стороны, воспитатели должны активнее идти на контакт с детским психологом, консультироваться с ним по поводу тех или иных возникших проблем.

Правильная организация физического воспитания в условиях детского дошкольного учреждения, предусматривает систематический медико-педагогический контроль и оперативную медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и включает в себя:

· динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, физическим развитием детей;

· контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал и т.д.);

· наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей). Во всех этих направлениях также могут быть реализованы опыт и знания специального психолога, так как ни один процесс развития ребенка не проходит без зависимости от психической сферы деятельности;

· просветительная работа родителей по вопросам здоровья и физического развития детей (и здесь также важна роль психолога – его задача не только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и самому, в силу имеющихся знаний, найти индивидуальный подход к каждому из родителей).

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости. При этом выделяют «психологическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках темперамента, психики дошкольника. (6)

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Понятие социальной адаптации
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий ...

Соотношение собственного «Я» и образа тела у белорусских женщин
Целью нашей практической части стало всестороннее изучение личности белорусских женщин, склонных к полноте, их мировосприятие и самовосприятие, их понимание мира вокруг себя и своего места в этом мире. В результате была сформирована след ...

Типы и виды общения
Анализ психологической литературы показал, что по своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным, подчеркивает Б.Ф. Ломов[16,С.121]. Неп ...