Сущность и своеобразие памяти

Страница 1

Память — это психический процесс запечатления, сохране­ния и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о пред­метах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия:

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших по­лушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде опре­деленных функциональных изменений, которые облегчают те­чение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, име­ющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же цент­ральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное не­посредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие же заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непре­рывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при па­мяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.

Различают следующие процессы памяти:

♦ запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая яв­ляется необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;

♦сохранение, т. е. удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

♦воспроизведение, т. е. активизация закрепленного ранее со­держания психики;

♦узнавание, которое представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им бо­лее эффективно функционировать.

Различают также следующие виды памяти:

♦наглядно-образную память, которая представляет собой па­мять на зрительные, звуковые, осязательные, обонятель­ные и т. д. образы;

♦словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложе­ния, его логику, на соотношение между элементами полу­чаемой в словарной форме информации;

♦двигательную память, т. е. память на движения;

♦ эмоциональную память — память на переживания.Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают

механическую и смысловую память. Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она восприни­мается. А логическая (смысловая) память представляет собой за­поминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Память в целом и конкретного человека — в частности, име­ет свои особенности:

♦ объем, представляющий собой важнейшую интегральную характеристику памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающий количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой челове­ком информации;

♦ быстроту, т. е. способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации дости­гать определенной скорости ее обработки и использования;

♦точность, т. е. характеристику памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации качественно и про­дуктивно отражать ее основное содержание;

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагогической науке
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста. Изучением данной проблематики занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, С.А. Бел ...

Представления студентов об экстремизме
Проблема экстремизма и радикальных методов ведения политической борьбы существует примерно столько же, сколько и человеческие цивилизации. У любого народа, в любую историческую эпоху мы можем легко найти проявления того, что сейчас принят ...

Вывод
Профессиографический анализ – это формальный процесс сбора данных, который позволяет получить информацию о заданиях, контексте и условиях труда, характерных для различных видов работ в организации. На основе этой информации составляются о ...