Сущность и своеобразие памяти

Страница 3

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы все­гда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемо­го явления.

4.Мышление всегда есть отражение связей и отношений меж­ду предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда на­ходятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышле­ние протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совер­шенно особыми раздражителями, сигнализирующими о дей­ствительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической де­ятельностью: В своем содержании оно опирается на обществен­ную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает зада­чам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружа­ющего мира.

Содержание мышления многообразно. Во-первых, оно про­является через его операции: (анализ, синтез, сравнение, абст­рагирование, обобщение, конкретизацию).

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложно­го объекта на составляющие его части. Он позволяет понять со­ставные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в еди­ном аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из за­кономерно связанных частей.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образо­вав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение — это объединение многих предметов или явле­ний по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отра­зить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизнен­ным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимае­мая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: (понятие, суждение и умозаключение).

Понятие — это отражение в сознании человека общих и су­щественных свойств предмета или явления.

Суждение — основная форма мышления, в процессе кото­рой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной фор­ме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение оп­ределяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функцио­нировании его видов: (наглядно-действенного, образного, отвле­ченного).

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосред­ственно включенное в деятельность.

Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление—это мышление, совершающееся на ос­нове отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: (индукцию и дедукцию).

Индукция — это способ мышления, при котором умозаклю­чение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи ис­пользования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Выводы
Обобщая полученные в ходе нашего исследования результаты, можно выделить следующие особенности профессионального и психологического развития личности обследуемых групп студентов. 1) большинство наших респондентов (78,6%) характеризуются ...

Понятие профориентации в психологии
Профориентация в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии. На основании исследований Парсонса было дано следующее определе ...

Акцентуации характера
Акцентуации характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Акцентуации характера могут быть явными и скрытыми, проявляющимся лишь в экстре ...