Базовые понятия проблемы исследования

Страница 1

Люди по разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющие не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.[6,c.237]

Характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера.[16,c.457].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают такое определение: «Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения».[16,c.457]

В исследованиях И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан дано такое определение: «Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках».[6,c.237]

А.Ц. Пуни считает, что «характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношении ее к действительности».[19,c.116]

Согласно определению Н.Д. Левитова «характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле».[11,c.20]

Передовые русские исследователи никогда не отрывали характера от направленности человека, и, прежде всего от содержания его жизненных целей.

Чернышевский считал всякий характер подлежащим моральной оценке и включал в него, прежде всего черты направленности.

Ушинский писал, что понятие характера образуется путем наблюдений не над содержанием, а над формами человеческой деятельности. Однако все учение Ушинского о воспитании характера, и, прежде всего о влиянии характера воспитателя на характер воспитанника говорит о том, что формальные качества характера великий русский педагог не отрывал от содержания.

Многими русскими психологами направленность, иногда выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

С.Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность.

Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер – это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы – и получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека».

Б.Г. Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий».

А.Г. Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».

В.Н. Мясищев считает, что «отношения, приобретая устойчивость, большую значимость, становятся характерными для личности». В.С.Филатов подобным образом говорит о характере, определяющем «жизненную направленность и всю линию поведения личности».

П.А. Рудик не вводит в определение характера терминов «направленность» и «отношение», но, говоря о структуре характера, он в первую очередь выдвигает те черты личности, которые выражают отношения человека к окружающему миру, к своей общественно-трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе.[11,c.21-23]

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение А.Ц. Пуни: «Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношении ее к действительности».

Несмотря на то, что в настоящее время, нет однозначных толкований характера, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что характер не сводится только к совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, это так же те черты личности, которые выражают отношение человека к действительности, к общественно-трудовой деятельности, к другим людям, к самому себе.

Понятие акцентуации характера впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард.[20,c.76] Он считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.[21,c.365]

Страницы: 1 2

Читайте также:

Мотивы профессионального самоопределения молодежи
Выбор вуза молодыми людьми – это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу. В процессе профессионального самоопределения условно выделяют 3 компонента: ...

Понятие образа в психологии
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, напр ...

Культурно свободные тесты
И хотя технически невозможно разработать тест, полностью лишенный систематических ошибок, обусловленных культурными факторами, существует множество примеров таких тестов, которые, по мнению авторов, могут называться «культурно свободными» ...