Базовые понятия проблемы исследования

Страница 1

Люди по разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющие не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.[6,c.237]

Характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера.[16,c.457].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают такое определение: «Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения».[16,c.457]

В исследованиях И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан дано такое определение: «Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках».[6,c.237]

А.Ц. Пуни считает, что «характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношении ее к действительности».[19,c.116]

Согласно определению Н.Д. Левитова «характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле».[11,c.20]

Передовые русские исследователи никогда не отрывали характера от направленности человека, и, прежде всего от содержания его жизненных целей.

Чернышевский считал всякий характер подлежащим моральной оценке и включал в него, прежде всего черты направленности.

Ушинский писал, что понятие характера образуется путем наблюдений не над содержанием, а над формами человеческой деятельности. Однако все учение Ушинского о воспитании характера, и, прежде всего о влиянии характера воспитателя на характер воспитанника говорит о том, что формальные качества характера великий русский педагог не отрывал от содержания.

Многими русскими психологами направленность, иногда выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

С.Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность.

Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер – это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы – и получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека».

Б.Г. Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий».

А.Г. Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».

В.Н. Мясищев считает, что «отношения, приобретая устойчивость, большую значимость, становятся характерными для личности». В.С.Филатов подобным образом говорит о характере, определяющем «жизненную направленность и всю линию поведения личности».

П.А. Рудик не вводит в определение характера терминов «направленность» и «отношение», но, говоря о структуре характера, он в первую очередь выдвигает те черты личности, которые выражают отношения человека к окружающему миру, к своей общественно-трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе.[11,c.21-23]

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение А.Ц. Пуни: «Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношении ее к действительности».

Несмотря на то, что в настоящее время, нет однозначных толкований характера, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что характер не сводится только к совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, это так же те черты личности, которые выражают отношение человека к действительности, к общественно-трудовой деятельности, к другим людям, к самому себе.

Понятие акцентуации характера впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард.[20,c.76] Он считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.[21,c.365]

Страницы: 1 2

Читайте также:

Психодиагностика личности
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволябщая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с лю ...

Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков
В последние годы в психологии большое внимание уделяется феномену психологической безопасности, что отражается в большом количестве научных публикаций, посвященных различным аспектам данной проблемы. В части из них состояние безопасности ...

Социально-психологическая структура коллектива
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в том коллективе, которым он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руков ...