Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Опросные методики, кроме того, трудно стандартизировать, и, следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости получаемых результатов.
4. Проективные тесты.
Проективные тесты, по мнению Л. Франка – это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта [5, с. 19]. Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны [1, с.450]. Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.
Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:
· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;
· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;
· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности [3, с.131].
Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:
1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);
2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);
3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);
4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);
5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);
6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);
7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);
8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) [4, с.13].
В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.
Читайте также:
Психоаналитически-ориентированная терапия
В качестве синонимов психоаналитически-ориентированной психотерапии
в современной литературе используются такие понятия, как «психоаналитическая, психодинамическая психотерапия», "эксплоративная психотерапия". Она направлена на ...
Основные мотивы символдрамы для детей и подростков.
Мотив Луг
Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гор ...
Основные этапы профессионализации личности
Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уров ...
Навигация сайта