Некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или в других личностных ценностях, например, уважении, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки.
Личные «ценности» или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эгомотивы, поскольку они есть часть эгосистемы личности. Психологи установили, что всех лидеров можно разделить на три группы в зависимости от самооценки. Лидер с низкой самооценкой оказывается более зависимым от других людей, и таким образом, более реактивным. Чем ниже самооценка лидера, тем хуже он реагирует на ситуацию, тем выше его реактивность. Он более чувствителен к обратной связи и изменяет свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других. Лидер с заниженной самооценкой испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, что толкает его на взятие всё новых и новых барьеров. Он как бы всё время доказывает себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. И он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Нередко именно политика для таких лидеров оказывается сферой, где им удаётся самоутвердиться, компенсировать заниженную самооценку. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки. Низкую самооценку могут составлять пять субъективных негативных чувств в отношении себя: это чувство собственной незначительности; чувство моральной неполноценности; чувство слабости; чувство посредственности; чувство интеллектуальной неадекватности. Лидер с высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых основывает свою самооценку. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на своё поведение. Он упивается собственным успехом, как бы он ни был мал, и относится к критике как к нападкам на него злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением. Лидер с адекватной самооценкой – наилучший вариант для такой социальной роли. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведением и ним самим работает надёжно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твёрдо знает собственную самодостаточную цену, считает себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая даёт ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, в отсутствие такового и в его деятельности, и в его поведении.
Лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведёт себя в соответствии с собственной Я-концецией. Поведение лидера зависит от того, кем и как он себя осознаёт, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Ценность и субъективная значимость личностных качеств и их отражение в образе Я и самооценке могут маскироваться действием защитных механизмов. В образе я более или менее ясно аккумулируются восприятия, мысли и чувства лидера по отношению к самому себе. Его образ Я, как считают американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер, разделён на шесть различных частей, тесно взаимодействующих.
Читайте также:
Эмпирические основания построения психогенетической концепции интегральной
индивидуальности
Комплексное решение данных вопросов может быть реализовано в психогенетическом исследовании, включающем с себя результаты и анализ как близнецовых, так и семейных исследований. Нами были проведены серия исследований, которые позволяют обо ...
Виды общения
1) Прямое (непосредственное) – связано с естественным контактом при помощи слов и жестов.
2) Косвенное (опосредованное) – связано с неполным психологическим контактом при помощи технических или письменных устройств, отдаляющих или затруд ...
Основные подходы психологии в изучении общения
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. {12}
Общение свойственно всем высшим живым суще ...
Навигация сайта