По З.Фрейду, религия - невроз навязчивости человечества. Как он приходит к такому убеждению? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Фрейда и проследим эволюцию его логики.
В работе “Тотем и табу” З.Фрейд определяет линию развития человеческого миросозерцания: “Соглашаясь с упомянутой выше историей человеческих миросозерцаний, в которой анимистическая фаза сменяется религиозной, а последняя научной, нам не трудно будет проследить судьбу “всемогущества мыслей во всех этих фазах” [8, с. 109]. Таким образом, Фрейд структурирует развитие мировосприятия по трем фазам, каждой из которых свойственно свое отношение к миру, а именно персональное могущество.
“В анимистической стадии человек сам себе приписывает это могущество, в религиозной он уступил его богам, но не окончательно отказался от него, потому, что сохранил за собой возможность управлять богами по своему желанию разнообразными способами воздействия. В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям” [8, с. 109].
Первой большой работой Фрейда, посвященной проблеме возникновения религии была “Тотем и табу”, написанная в 1912 году. В ней З.Фрейд рассматривает истоки возникновения тотемизма, анимизма и табу, праосновы религии. Попробуем обозначить основные этапы этой работы.
Вначале Фрейд используя этнографические зарисовки, объясняет происхождение инцеста. Попутно дается определение тотемизма. “ .Что же такое тотем? Чаще - животное идущее в пищу, безвредное или опасное, внушающее страх, реже растение или сила природы (дождь, вода), находящиеся в определенном отношении ко всей семье. Тотем считается праотцем всей семьи” [8, с. 21]. Далее указывается, что лица одного тотема связаны священными отношениями, тотем передается по наследству, члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в брак. За нарушение законов тотема ждет наказание, часто смерть. Нарушивший предписание сам испытывает сильное чувство вины и страх наказания. В комментарии Фрейд высказывает мысль, что “ .запреты тотема прежде всего направлены против инцестуозных вожделений сына” [8, с. 25].
Таким образом, одна из функций тотемизма, контроль за половым влечением к родственникам и З.Фрейд очень подробно рассказывает об этом. Сам запрет выражается многозначным словом “табу”. С одной стороны табу это священный (или нечистый) признак лиц или вещей: и род ограничения вытекающий из этого признака, а с другой стороны это святость (или нечисть), происходящая вследствие нарушения этого запрещения. Источник табу - сверхъестественная сила (Mana), наделяющая вещи разнообразными качествами. Цели табу - это защита и охрана людей от разнообразных опасностей. В основе запрещения лежит теория, что при контакте сила Mana переходит на объект и в зависимости от своего качества делает человека святым или нечистым. З.Фрейд отмечает, что табу животных состоящее главным образом в запрещении убивать и употреблять их в пищу составляет ядро тотемизма.
З.Фрейд пишет далее: “Самое близкое и бросающееся в глаза сходство навязчивых запретов (у нервнобольных) с табу состоит в том, что эти запрещения не мотивированы и происхождение их загадочно . Самое большее, о чем могут сказать больные, страдающие навязчивостью, - это о неопределенном чувстве, что из-за нарушения запрета пострадает какое-нибудь лицо из окружающих” [8, с. 47]. Главным запрещением невроза, как и табу, является прикосновение. Сходство невроза и табу выражается в следующих пунктах:
1) в немотивированности запретов;
2) в их утверждении благодаря внутреннему принуждению;
3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного;
4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей вытекающих из их запретов.
Механизм образования невроза и табу выглядит общим: в начале появляется сильное чувство наслаждения от прикосновения, этому наслаждению извне противопоставляется запрещение. Следствием запрещения явилось то, что влечение - наслаждение от прикосновения, подвергается вытеснению в бессознательное. Имеет место незаконченное положение, создается психическая фиксация и из постоянного конфликта между запрещением и влечением возникает все остальное. Первоначально оба; и наслаждение, и запрещение относятся к собственным гениталиям. Формируется двойственное отношение индивида к объекту или определенному действию. “Закон невротического заболевания требует, чтобы эти навязчивые действия все больше шли навстречу влечению и приближались к первоначально запрещенному действию [8, с. 52].
Сам факт того, что табу существует, говорит о том, что первоначальное наслаждение от совершения этого запрещенного также существует. И самые старые и важные запреты табу не убивать животного тотема и избегать полового общения с товарищем по тотему другого пола, вероятно, представляют самые древние и самые сильные соблазны людей. Человек, нарушивший табу сам становится табу, поскольку его пример “заразителен”, вводит других в искушение последовать его примеру, возбуждает зависть, вызывает желание подражать. Поэтому его необходимо изолировать от соблюдающих табу. “Способность табу к перенесению отражает доказанную при неврозах склонность бессознательного влечения переходить ассоциативным путем на все новые объекты” [8, с. 55]. Обобщая можно сказать, что табу подобно навязчивому запрету невротика, наложено авторитетом извне и направлено против сильных желаний людей. В основе соблюдения табу лежит воздержание.
Читайте также:
Профилактика конфликтности в подразделениях ОВД
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности ...
Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей
младшего школьного возраста
Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и ...
Эмоциональное выгорание
Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами ...
Навигация сайта