Взгляды З.Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”

Страница 2

Далее в своей работе З.Фрейд разбирает различные ситуации связанные с частыми случаями табуирования, табу врагов, властителей, мертвецов. И во всех случаях проявляется изначальная амбивалентность желания и запрета. Уменьшение этой неопределенности приводит к исчезновению табу. “ .Понимание табу проливает свет на природу и возникновение совести. Не расширяя понятия, можно говорить о совести табу и о сознании вины за нарушение табу. Совесть табу представляет собой, вероятно, самую древнюю форму, в которой мы встречаемся с феноменом табу” [8, с.89]. И там же: “Совесть представляет собой внутреннее восприятие недопустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуждается ни в каких доказательствах, что она сама по себе несомненна” [8, с.90]. Отметим, что в характере невротиков также проявляется излишняя совестливость, как реакция на бессознательное желание и через это развивается сильное чувство вины. Чувству вины присуще многое от природы страха. Состояние, которое описывается, как “совестливый страх”, “страх божий”. Если желания подвергаются вытеснению, их либидо превращается в страх. Мотивы осуждения также остаются скрытыми.

Самое древнее желание, желание убивать скрывается в навязчивых предписаниях невротиков и табу древних народов. “В основе запрещения всегда лежит злобное душевное движение - желание смерти - по отношению к любимому человеку. Это желание вытесняется благодаря запрещению” [8, с. 94]. Таким образом, в основе невроза лежит преобладание сексуальных влечений над социальными и они имеют решающее значение.

Название “всемогущество мыслей” позаимствованное Фрейдом в ходе психоанализа с одним пациентом: он переносит на обозначение способа мышления магического (анимистического) и религиозного. Навязчивые мысли невротиков по своей природе носят магический характер. Уменьшение влияния этого всемогущества и уменьшение невроза приводит к зрелости и реальному отношению к миру.

З.Фрейд проводит параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидикозного развития отдельного индивида.

“Анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму, религиозная фаза - ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза составляет полную параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказался от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспосабливаясь к реальности” [8, с.111].

Значение этого абзаца невозможно оценить. По сути З.Фрейд устанавливает связь между онтогенетическим развитием человека и его филогенезом. Получается, что в своем индивидуальном развитии человек как бы проходит предыдущие формы мышления и останавливается на той, которая соответствует его культурному окружению. Таким образом, разнообразные магические и религиозные феномены могут быть нами поняты через отождествление с конкретными психическими механизмами человека на той или иной стадии его развития.

Рассмотрим эти стадии поподробней.

Первые миросозерцания по Фрейду были анимистические. Анимизмом называется учение о представлении о душе, широком смысле - о духовных существах вообще. Разновидность анимизма - аниматизм, учение об одушевленности всей природы. В каждом предмете скрыта своя душа. Эти души являются носителями душевной деятельности и не зависят от тел. Мир населен огромным количество духов, благосклонных или недружественных нам. Большинство авторов отмечают, что духи соответствуют только душам ставшим самостоятельными, а души животных, растений и предметов аналогичны человеческим. Полагают, что такой дуализм выработался под влиянием феноменов сновидений и очень похожей на них смерти, в попытках объяснить эти феномены.

“Для примитивного человека продолжение жизни - бессмертие - является чем-то само собой разумеющимся. Представление о смерти возникает позже и очень постепенно. Оно и для нас является чем-то бессодержательным и невоплотимым” [8, с.98].

Анимизм, как философская система, объясняет мир как единую общность. В этом содержатся предпосылки к религиозному мышлению.

Наряду с анимизмом, как мы упоминали ранее, существует явление тотемизма. Животное - тотем считается предком соответствующей группы. Тотемизм, непременная фаза культуры всех народов и понимание его происхождения очень важно для нас. З.Фрейд, говоря о необходимости комплексного подхода к этим проблемам, рассматривает разнообразные номиналистические, социалистические и психологические теории, объясняющие происхождение тотемизма.

Его психоаналитическая интерпретация тотемизма с одной стороны как институт предупреждения экзогамии, и с другой стороны, это амбивалентные чувства к отцу переносимые на суррогат отца.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Вывод
Профессиографический анализ – это формальный процесс сбора данных, который позволяет получить информацию о заданиях, контексте и условиях труда, характерных для различных видов работ в организации. На основе этой информации составляются о ...

Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изм ...

Психотипы как фактор конфликтного поведения
На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. Люди отличаются друг от ...