Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе

Другая психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе

Актуальность.

Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.

Религия - занимает в жизни человека одно из основных мест и мало что может сравниться с ней по значимости. Исследования религии занимают важное место в отечественной науке, так как Россия религиозная и многоконфессиональная страна. Большую роль эти исследования имеют в связи с распространением деятельности так называемых “тоталитарных сект” и направлений, использующих методы психологического воздействия на сознание людей. Феномены массового сознания своими корнями уходят в происхождение религиозного миросозерцания.

В начале и середине двадцатого века выдающийся австрийский ученый Зигмунд Фрейд в своих работах описал механизмы возникновения религии, ее формирования и эволюции. Попутно на историческом материале он разворачивает принцип психологического анализа событий. Его психологическая реконструкция исторических событий поражает точностью, логикой и глубоким постижением смысла религиозных феноменов. Разработка современного аналитического аппарата на основе учения

З. Фрейда применительно к религиозным феноменам одна из задач стоящих перед психоаналитиками, работающими в области прикладного психоанализа.

Важным фактором для практикующего психоаналитика является понимание механизма возникновения невротических образований. Изучение формирования религии позволяет глубже понять эти механизмы, изучить их на примере возникновения религии. В клинической практике встречаются пациенты для которых религиозное и магическое мышление является основной формой миросозерцания и понимание как работают механизмы защиты в данном случае очень важно для анализа воспроизводимого материала. Умение узнавать действие защит в рассказе пациента повышает эффективность анализа.

В общем плане изучение религиозного мировоззрения помогает лучше понять формирующуюся научную парадигму и обозначить дальнейшие пути развития науки, как человеческой деятельности, и являющейся на сегодняшний день наиболее адекватным способом взаимодействия с окружающим миром.

Как уже отмечалось работы З.Фрейда имеют первостепенное значение с точки зрения понимания возникновения религии. В данной главе мы попробуем сделать обзор и систематизировать встречающиеся в разных работах мысли З.Фрейда о происхождении и развитии религии.

Само слово религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа, а также глагол регулировать, связывать, управлять), определяется в Советском энциклопедическом словаре, как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование богов или Бога, “священного”, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного; “фантастическое отражение в головах людей тех высших сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных” (Ф.Энгельс) [33, c.1117].

Данное определение Ф.Энгельса отражает взгляд на религию с позиции материалистического мировоззрения. С точки зрения идеалистического мировоззрения религия - это свод правил, набор ритуалов, заповедей, а также собрание аксиоматических текстов данных человеку или группе людей высшим духовным существом, или сознанием с целью образования устойчивой связи. Реальность Бога является абсолютной, а существование мира, человека лишь относительным от факта божественного бытия. В рамках этих двух мировоззренческих подходов к религии и развиваются религиоведческие и теологические изыскания мыслителей.

Вопрос о природе религии и ее сущности безусловно волновал З.Фрейда, который занимал материалистическую позицию. Психоанализ задумывался им как естественнонаучная дисциплина раскрывающая природу человеческой психики в виде формул и строящаяся по образу, и подобию естественных наук. Соответственно и опирался он на материалистические учения своих предшественников и современников.

В своих работах Фрейд использует работы Джеймса Фрезера, известного исследователя архаических культур, Чарльза Дарвина, а также Вильгельма Вундта, Герберта Спенсера, Эндрю Ланга, Эдуарда Бернетта Тайлора, ученых занимавшихся изучением проблемой становления и развития религии.

З.Фрейд в отличие от культурологического, исторического, биологического, антропологического подходов к проблеме в качестве метода изучения использует психоаналитическое учение о психике и на его основе анализирует религиозные феномены. Это революционный для своего времени подход низводит эти феномены до продуктов психического и также позволяет проникнуть в суть их возникновения.

Анализ З.Фрейдом религиогенеза развивает его мысли о культурогенезе. Рассуждения тех, кто осмысливал культурогенез до Фрейда не выходили за пределы замкнутого круга. Сознание рождается только как результат труда. Но для деятельности требуется интеллект. Речь возникает внутри общности. Но какая сила побуждает жить сообща и искать общение? Все эти силы сцепления, перемешаны. Непонятно как они порождают друг друга. Генез культуры связывался с эволюционным процессом, с трудовой теорией (обезьяна в человека, через труд). Критика З.Фрейда этих рассуждений строилась на вопросе, как стадные животные могли превратиться в социальный организм, предполагавший нравственные принципы объединения? З.Фрейд отмечает, что человек обладает свойством которого нет в животном мире. Но это качество не прирожденно человеку, не соприродно ему. Оно возникает случайно, но не бессмысленно потому, что в самой природе человека заложена возможность такого благоприобретения. Речь идет о совести как даре, выделившем человека из царства животных.

Основатель психоанализа раскрывает происхождение культуры через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом или ведущих к его гибели. Для удержания их от “выхода наружу” требовалась энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда и создает цивилизацию [8, с. 9].

“...Слово “культура” обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двумя целями: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми” [9, с. 144]. Религия, как часть культуры возникает вместе с ней на заре формирования организованной человеческой общности и играет важнейшую роль в становлении человеческой цивилизации как механизм регуляции совместного поведения и отношения к миру.

З.Фрейд в своей работе “Моисей и монотеизм” дает следующее определение религии: “...Религиозные явления следует понимать лишь по образу знакомых нам невротических симптомов личности - как возвращение давно забытых важных событий в первобытной истории человеческой семьи - и что именно такое происхождение обуславливает их принудительный характер, что соответственно они оказывают воздействие на индивида благодаря силе исторической истины, содержащейся в них” [5, с. 194]. И там же “...наша работа приведет к заключению, которое низведет религию до невроза человечества и объяснит ее огромную силу так же, как и нервное навязчивое состояние у наших отдельных пациентов” [5, с. 191].

Читайте также:

Разработка программы социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами.
Социально – педагогическое сопровождение должно предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, на ...

Методика и программа исследования
Проблема исследования: педагогическая запущенность в младшем школьном возрасте Цель исследования: выявление и изучение психологических особенностей педагогически запущенных младших школьников Задачи исследования: 1. Изучение особенност ...

Исследования психологической совместимости
Многие психологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность взаимоотношениями. Совместимость может ...