Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия

Другая психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе » Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия

Страница 1

В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих условий каждую стадию организации человеческой психики отличает от предыдущей и последующей доминирование тех или иных защитных механизмов, которые адаптируют психику к внешней и внутренней реальности.

Собственно чем выше уровень адаптивности и сложности защиты, тем более осознанней и сильней человек. Если форма мышления примитивных людей близка мышлению ребенка, то верно и обратное, если принять концепцию повторения филогенеза в онтогенезе. По мнению Фрейда, чем человек взрослей, тем ближе уровень его организации психики к генитальному уровню организации Эго-защит.

Чтобы проиллюстрировать гипотезу З.Фрейда нам необходимо рассмотреть какие Эго-защиты и на каких стадиях формирования религиозного мышления возникают, и на основе этого сделать окончательный вывод.

Дадим определение защиты: “Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического существования индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Эго, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и главным действующим лицом в этих процессах. В целом, речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий) причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие .

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Эго. Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом” [17, с.145].

Понятие защиты было использовано З.Фрейдом в работе “Исследование истерии” в 1895 году.

З.Фрейд ставит проблему защиты двояким образом с одной стороны ищет истоки так называемой “первичной защиты” в “опыте страдания” подобно тому, как прообразы желания и Эго, как сдерживающей силы был “опыт удовлетворения”. С другой стороны он различает патологическую форму защиты от нормальной при которой не происходит поглощения Эго первичными процессами.

Классификация людей по способам которыми они справляются с тревогой приводит к работам Анны Фрейд и ее Эго психологии [11]. В ее книге “Эго и механизмы защиты” (1936) развиваются представления о том, что основной функцией Эго является защита собственного “Я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний Ид, вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго). Анна Фрейд в своей работе “Эго и механизмы защиты” рассмотрела десять основных защит. С того времени Эго-психология существенно расширила классификацию и количество описываемых защит [25, с.155]. В частности, появилось своеобразное разделение на примитивные (первичные) и вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Примитивные защиты довербальны, дологичны, всеобъемлющи, образны, носят магический характер, то есть похожи на форму мышления примитивных народов и детей. Вторичные защиты работают уже как зрелые Эго-механизмы и не всегда приводят к патологии, и преобладают уже преимущественно в религиозном мышлении.

Предположение, которое возможно ниже проследить состоит в следующем.

В ранних формах религиозного мировосприятия должны доминировать примитивные первичные защиты в то время как в более сложных формах религии доминирующими являются вторичные (высшего) порядка защиты. Поскольку это зависимость совпадает с онтогенетическим индивидуальным развитием, можно говорить о тождественности развития индивидуального психического с групповым общественным.

Объем работы не позволяет провести подробное описание функционирования отдельной конкретной защиты в конкретном религиозном или магическом явлении, поскольку эта тема для отдельного исследования, ограничимся лишь упоминанием встречаемости защиты в религиозных феноменах.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Психофизиологическая характеристика ловкости
Одна из форм проявления мышления — ловкость (координация). Ловкость — это реакция на движущийся предмет, способ действия мыслящего тела. Она характеризуется тем, что между отражением ситуации и движениями практически нет времени на подгот ...

Клиническая картина климактерического синдрома
У женщин постепенно затухает менструальный цикл (урежение регул, олигоменорея); у некоторых еще задолго до этого появляются парестезии, сенестопатии, неприятные ощущения в области сердца, желудка, подложечной области, суставах, зуд в обла ...

О пользе умения слушать
Если представить, что собеседник слушает меня в гробовой тишине, отведя в сторону глаза. То моим первым желанием будет немедленно прервать разговор. Так же можно подумать, что я выбрала неподходящее время и отвлекаю человека, занятого сво ...