Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия

Другая психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе » Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия

Страница 3

5. Проекция.

Определение: Проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.

В своих благоприятных формах она служит основой эмпатии. Интуиция, явление невербального синхронизма и интенсивные переживания единение с другим человеком или группой связаны с проекцией собственного “Эго”. В неблагоприятных формах людям или явления воспринимаются враждебность, которая на самом деле исходит из негативных частей собственного “Эго”. Проекция формируется в раннем младенчестве, когда имеется общее “генерализованное” ощущение самого себя тождественное переживанию “всего мира”. Вероятно младенец которого мучают колики, субъективно переживает это как “боль”, чем как “что-то внутри меня болит” [25, с.144]. Механизм проекции работает при таких религиозных и магических практиках как гадание, ясновидение, “снятие полевой информации экстрасенсами”. Многие навязчивые фантазии о том, что по мне “энергетически ударили”, навели порчу, поставили сглаз и т.п., тогда как на самом деле это “дурные человеческие желания” по З.Фрейду.

6. Интроекция.

Определение: Интроекция - это процесс в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Термин введен Ш.Ференци в 1909 году. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими маленькие дети вбираю в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей.

В магическом мышлении мы видим интроекцию в обрядах, связанных с идентификацией с тотемическими животными. Человек как бы становится своим животным-силы и усваивает его повадки, воспринимает его поведение силу, представляет как оно может воспринимать мир. Интроекция возникает и в ситуации горя, ситуации утраты близкого человека, когда образ человека интроецирован во внутрь и становится частью Эго. Религиозные ритуалы погребения и препровождении души человека в иной мир направлены на отдаление интроекта от Эго и тем самым примирением с ситуацией утраты.

7. Расщепление объекта.

Определение: по М.Кляйн, простейшая форма защиты от страха: объекты эротических и разрушительных влечений расщепляются на “хорошие” и “плохие” и обособляются в последующей игре проекции и интроекций. Расщепление объектов сопровождается параллельным расщеплением Эго на “хорошее” и “плохое”. По М.Кляйн, Эго образуется преимущественно путем интроекции объектов. Нередко у двухлетних детей мы наблюдаем потребность приписывать хорошие или плохие валентности всему окружающему миру и тем самым структурировать свое восприятие.

Мифология нашей культуры наводнена манихейскими образами противостояния добра и зла, бога и дьявола, демократии и коммунизма, ковбоев и индейцев, одинакового правдолюбца и ненавистной бюрократии и так далее. Столь расщепленные образы можно найти в фольклоре и в организующих верованиях любого общества. Возникновение дуалистической религии Зурванизма, как одинакового противостояния сил света и тьмы, затем было продолжение в митраизме и в манихейской ереси. Собственно монотеизм, несмотря на веру в одного Верховного бога не смог обойтись без соперника, пусть и не такого сильного как Бог. Логическая абсурдность такого сосуществование очевидно для критиков религиозных доктрин. Человек фанатично верующий используя этот механизм защиты поляризует окружающий мир людей, события, устанавливает жесткие границы взаимодействия, отличается бескомпромиссностью и ригидностью мышления.

Возможны также расщепления Эго, которые бывают множественными, что часто бывает при психотических расстройствах. В мистических переживаниях, например, человек может ощущать себя в двух разных местах, временах, говорить другим голосом, фантазировать о себе как о другом человеке, наделенным привлекательными или отталкивающими чертами.

Таким образом мы видим, что основные первичные защиты встречаются в магических формах мышления и становятся основой для возникновения собственного религиозного мышления.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Выводы
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты: На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представлен ...

Потребности, мотивы и интересы потребителя услуг
В сфере социально-культурного сервиса и туризма востребована психологическая диагностика клиента. В настоящее время предоставление любых услуг строится на основе парадигмы маркетинг а отношений. Это значит, что специалист по сервису и тур ...

Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общ ...