Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов

Другая психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов

Страница 4

Этничность – "родом из прошлого". Даже если это возрожденная, навязанная этничность, формирующаяся в значительной степени этнократической политикой и мало считающаяся с естественными факторами. Как форму идентификации, обращенную в прошлое и воплощенную в культурной традиции индивида или группы, этничность рассматривает Ж. Девос, для которого она – одна из трех ориентаций "образа" (а именно, ориентация на прошлое).

Этничность мифологична, в этом ее мобилизующая сила, причем главная опора – идея или миф об общей культуре, происхождении, истории (по Г. Лебону иллюзии, из всех факторов развития цивилизаций, составляют едва ли не самый могущественный).

Этничность – зависимая переменная, возрастающая или ослабевающая в соответствии с внешними обстоятельствами. Поэтому этничность становится важнейшим идеологическим инструментом в борьбе за власть.

Этничность обладает "двойным дном" (по С. Лурье), т.е. этническая культура, лежащая в ее основе, разделяется на культуру для "внешнего" пользования и для "внутреннего" пользования, скрытую от посторонних. М. Росс в теории психокультурной интерпретации этнических конфликтов в качестве фундаментальных ориентиров определения идентичности "Я" и "других" рассматривает психокультурные предрасположенности, коренящиеся в раннем опыте личности: одобряемые культурой способы отношений "внутри" и "вне", являющиеся основой интерпретации действий и мотивов сторон в ситуациях межличностной напряженности, причем различия между этими областями этничности (эзотерическим и экзотерическим) усиливается по мере роста межэтнической напряженности.

Этничность связывает и солидаризует на основе группового членства, причем солидарность выделяется в качестве одного из главных признаков этничности.

Этничность (по своей сути) конфронтационна и это функция отношений с другими этническими группами, которые складываются по принципу оппозиции, поэтому рост этничности связан с ростом этнической нетерпимости, которая является проявлением конфронтационности. Важнейшим фактором усиления этничности является так же желание отделиться от других.

Этничность – категория "эмоционально-нормативная" и важнейшими критериями межэтнического сравнения являются: достоинство, гордость, обида, страхи. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью, и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Эмоциональные императивы влияют на образы восприятия и в значительной степени определяют иррациональность поведения сторон в этнических конфликтах или при переселении членов одной этнической общности в иную этническую атмосферу. Сплав эмоций и моральных норм (по П. Стерну), именно тот психологический фактор, который заставляет людей жертвовать во имя своего народа даже в ущерб личным интересам.

В силу своей специфики этничность особенно чувствительна к изменениям межэтнической атмосферы, и ее актуализация, как форма внутригруппового и межгруппового взаимодействия ведет к росту межэтнической напряженности и дезинтеграции межэтнического общества. Это определяет центральное место этничности в феноменологическом поле межэтнической напряженности.

Итак, можно отметить, что этничность частично определяет специфику самосознания личности и играет решающую роль при смене места жительства, и смене этнической атмосферы. Этничность формируется постепенно, с раннего возраста, и на каждом уровне имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении проблемы адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям.

Важнейшие направления современных западных этнопсихологических исследований связаны с модификацией теоретических ориентации или типов психологических теорий, базирующихся на метатеоретических основах различных философских систем и их влияние проявляется в различном понимании человека, личности, культуры, в отношении к бессознательному, в объяснении механизмов активности личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Пути развития коммуникативной компетентности у специалистов
В современных условиях коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении ...

Понятие и сущность способностей человека
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Когда мы пы ...

Формы и методы научения поведению
Научение (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг проце ...