Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов

Другая психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов

Страница 6

Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему): национальные чувства, национальная психология, национальное самосознание, национальная идеология. Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов и только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием.

Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации - следствие общения с разных уровней этнических диспозиций. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений.

Наряду с традиционными средствами этнической консолидации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако, ее реализация осуществляется истеблишментом.

Социальные условия, как и системы норм в обществе, изменчивы. Человек может быть полноценным и активным участником этнического социального взаимодействия не только усваивая нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним. Системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимоотношений, достаточно мобильны, поэтому нормативная регуляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общности.

Этнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно- или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографическими характеристиками самой личности. Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т.е. если он соответствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам.

Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры, определяясь обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов. Истоки психологической культуры этноса - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание. Явления этнической идентичности и этнических стереотипов – взаимозависимы. Этническая идентичность и этнические стереотипы весьма значимы при изучении проблемы адаптации мигрантов к новым условиям. Этничность частично определяет специфику самосознания личности и играет решающую роль при смене места жительства, и смене этнической атмосферы. Этничность формируется постепенно, с раннего возраста, и на каждом уровне имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении проблемы адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям. Все аспекты межэтнических взаимодействий прямо или косвенно влияют на миграционные процессы в этих государствах в целом и на социально-психологическую ситуацию каждой семьи вынужденных переселенцев в частности. Дети, как самая слабоорганизованная общность, с низким уровнем саморегуляции и наиболее зависимая от внешних условий в подобных условиях страдает больше всего (психически, морально, материально).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Адаптация к стрессу
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптаци ...

Клинические критерии синдрома предменструального напряжения
I. В течение последнего года в большинстве менструальных циклов наблюдается пять или более из перечисленных ниже симптомов. Симптоматика сохраняется в течение последней недели фазы желтого тела, ремиттирует через несколько дней после нача ...

Причины привлекательности западных моделей СПТ для российских участников
Несмотря на то, что, как уже было указано, многие тренинговые группы, построенные по западным моделям, формируют ценности, которые трудноосуществимы в повседневных социальных контактах, методы работы в группах, отношения и атмосфера, кото ...