Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ВУЗе; неготовность приступить к работе сразу после обучения, если он не имеет хоть какого-либо опыта работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт? Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы.
Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта, то есть у студентов в связи с нереализованностью большинства профессиональных ценностей и начинающимся кризисом профессиональных экспектаций; большая часть профессиональных ценностей характеризуется состоянием внутреннего конфликта. Это было подтверждено проведенной методикой «УСЦД» (Уровень соотношения ценности и доступности), проведённой А.А. Шаровым.
«УСЦД» включает в себя перечень из 12 общечеловеческих ценностей:
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье (физическое и психическое).
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
6. Материально обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллекта).
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество - возможность творческой деятельности.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.
Рекомендации: полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.
Также эту проблему можно разобрать более детально на примере профессионального становления студентов на факультете психологии. Она обсуждалась на научно конференции «Ломоносовские чтения» 29 апреля 2004 года.
В данном сообщении обсуждаются три существенных проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ:
- дефицит диалога преподавателей факультета со студентами на учебных занятиях и в неформальной обстановке;
-дефицит активных форм обучения, обеспечивающих приобретение опыта применения теоретических знаний к решению профессиональных задач;
- неоптимальные условия профессионального самоопределения студентов при выборе специализации. Обсуждаются пути решения указанных проблем.
Автором данного сообщения было проведено несколько опросов со студентами I-V курсов в период с 2002 по 2004 (Кринчик,2004,2005).
I. Дефицит диалога преподавателей факультета со студентами, как на учебных занятиях, так и в неформальной обстановке.
Несколько фрагментов из ответов студентов:
«Главным достоинством обучения в университете - является фундаментальный подход к образованию… Но, с другой стороны, очень много "сухого знания", которые лектор просто сообщает студентам без всякой обратной связи. Хотя мне кажется, что гораздо более полезным было бы обсуждение проблемы в диалоге со студентами».
II. Дефицит активных форм обучения на факультете.
Во всех исследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведу некоторые цитаты:
«Недостатки обучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашего обучения. Нам много рассказывают о работе в тех или иных областях практической психологии, но не показывают, и уж тем более, не дают "потрогать руками».
«…и сейчас я многое вижу, но что с этим делать и как не знаю. Мне кажется, что на факультете нужно уделять внимание и конкретному приложению знаний, потому что выходишь в мир и чувствуешь себя той собакой, которая все понимает, но сказать ничего не может».
Читайте также:
Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их значение для педагогической
психологии
В 1923 году появилась в печати книга М.Я. Басова "Воля как предмет функциональной психологии". Для педагогической психологии важнейшее значение имел развиваемый в ней тезис о регулирующей функции воли как особой форме организаци ...
Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности, наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей.
В крупных российских городах такие факторы как: отсутствие стабильности в социально-эк ...
Психические процессы
Эмоции, чувства. Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения, восприятие.
Внимание
Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Воображение, предс ...
Навигация сайта