Профессиональные цели студентов

Другая психология » Профессиональные цели студентов

Страница 1

Данная тема выбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи, очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались. Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, одинаково ли они представляются студентам, преподавателям и работодателям.

Итак, профессиональные цели – это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Однако зачастую студенты слишком идеализируют свои цели, и, на мой взгляд, они становятся больше похожими на мечты.

Преподаватели делают всё возможное, чтобы передать свои знания студентам, но сухая теория вряд ли поможет реализации планов по достижению целей, необходимо также наряду с теорией давать возможность применить это на практике или хотя бы объяснять, как это можно использовать.

Работодатели же напротив - хотят получить первоклассных специалистов, не давая при этом возможности пройти практику, требуют опыт работы от двух лет. Но как же это возможно!

Студенты оказываются в замкнутом кругу: с одной стороны учёба и получение диплома, с другой – профессиональная реализация, работа, которая требует к себе особого внимания, которое, в свою очередь, приходится отнимать от учёбы.

Поэтому особую остроту в наши дни приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Переоценка ценностей, неизбежная в условии ломки сложившихся устоев, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. До настоящего времени существует очень мало работ посвященных профессиональным ценностям, а также нет четкого определения профессиональных ценностей. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Проблема исследования профессиональных ценностей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей.

Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, - это индивид, осознающий свои жизненные цели. Планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения – это чёткое представление того, что он хочет. Личностные и физические качества – то, что он представляет собой как профессионал. Возможности, способности, дарования – то, что он может, пределы его самосовершенствования. Требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой - то, что от него требуют. Всё это компоненты как личностного, так и профессионального самосознания.

Под влиянием опыта профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, которая предъявляет новые требования к человеку. Меняются также и критерии оценивания себя как специалиста. Расширение профессионального самосознания выражается в росте числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной Я-концепции.

Количество исследований личностных особенностей студента и его представлений о себе за последние годы увеличилось, но практически отсутствуют экспериментальные работы, раскрывающие динамику его представлений о себе как будущем профессионале.

По мнению большинства ученых, движущей силой процесса профессионального развития субъекта деятельности является противоречие между возможностями человека и требованиями деятельности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Расстройства настроения и их мозговые механизмы
Изучение расстройств настроения началось еще в Древней Греции (так, термин «мания» был введен Гиппократом). К настоящему времени различают несколько видов аффективных расстройств. В классификации МКБ-10 выделяются депрессивное расстройств ...

Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики. Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и разви ...

Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в само ...