Работа личности с экстремальным опытом

Страница 1

Экстремальная ситуация - это такая ситуация, в которой трансформируется бытие личности в жизненном мире. Повседневный модус бытия переходит в неповседневный модус быгия - и создается ситуация, или феномен, трансординарной экзистенциальной транзитности (ТЭТ), в которой человек оказывается в потоке экзистенциальных переходов. Неповседневный модус бытия здесь понимается как способ бытия личности в условиях вторжения небытия в бытие, смерти в жизнь. Экстремальность, таким образом, определяется, не как особое свойство, качество или интенсивность, а онтологически, как вторжение небытия в бытие и направленность бытия личности на преодоление (в трансгрессивной работе) небытия. В экстремальной ситуации образовывается экстремальный опыт. Одним из главных его компонентов является переживание.

Благодаря работе личности раскрывается понятие работы переживания. Переживание, следуя Гуссерлю, трактуется как интенциональная психическая деятельность, направленную на интенциональный предмет - предметный смысл. Таким образом, в переживании необходимо выделить: субъекта переживания, деятельность переживания, предмет переживания (т.е. переживаемое). В этом смысле, собственно говоря, всякая психическая деятельность интенциональна, то есть, направлена на достижение определенной цели. Так как мы различаем деятельность, субъект (личность) и работу личности (самоидентичности), в которой многообразие различающихся деятельностей связывается (деятельности связываются, а не синтезируются или интегрируются) в узлы личности, то и это различие мы переносим и на деятельность переживания, или переживание.

Но работа личности шире работы переживания, которая, по сути, есть сознательная работа личности. Предлагаемая трактовка созвучна феноменологии и концепции Выготского и отличается от понимания переживания как особой деятельности совладания с критическими состояниями (Василюк Ф.Е., 1984).

Не всякое переживание является совладающей деятельностью, человек переживает не только страдание, но и радости, и просветление, и трансгрессию и т.д.

Совладание или копинг трактуется как форма работы личности - инструментальная работа личности или работу овладения собственной ситуацией в мире и времени.

Таким образом, переживание как предметная психическая деятельность включает в себя восприятие, воспоминание, чувствование, ожидание, воображение, фантазирование, суждение, мышление и другие психические деятельности или акты деятельности, направленные на предмет - переживаемое. Следовательно, человек переживает не только страдание, но и

Эмпирическое определение экстремальной ситуации основывается на трактовке экстремальности как экстраординарного инцидента, несчастного случая, бедствия, чрезвычайной ситуации и др. Событие в этом подходе явно или неявно понимается дискретно, вне континуальной темпоральности, как происшествие или случай.

Имея в виду абстрактную вненормативную ситуацию некоего усреднённого человеческого типа, нередко в литературе об экстремальности говорят в «механических» терминах как о перегрузке, сломе, проломе защитного, адаптационного барьера психики, истощении адаптационного потенциала и др. Эти представления явно или неявно заимствованы из биологии, не в последнюю очередь, из физиологической концепции стресса Селье, а также из концепции 3. Фрейда о защите организма от раздражения (Freud, 1955).

Страницы: 1 2

Читайте также:

Психоанализ З. Фрейда
Очень странно, что мы так мало уделяли внимания внутреннему миру человека и вообще подходили к нему без интереса. Как скудно использованы средства физики для постижения души и возможности души – для познания окружающего мира. Новалис Пр ...

Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Само понятие «установка» формировалось на протяжении длительного времени. Впервые этот термин был употреблен во второй половине XIX века. Исследователи склонны рассматривать установку двояко: как феномен сознания и как феномен поведения, ...

Формирование и развитие способностей
Зависимость развития способностей от обучения, рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности ...