Если профилактическая работа с таким подростком проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда.
Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценносто-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Процесс продолжается уже на втором этапе, в Вузе.
Факторы выбора профессии.
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важных типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего.
I. Позиция старших членов семьи.
Возможные разновидности взаимоотношений старших и младших членов семьи в рамках профессионального определения.
1. Учащимся предоставляется свобода выбора, в его решение не вмешиваются, таким образом оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации « на волю случая».
2. Родители, взрослые «принимают близко к сердцу» вопрос о будущем ребенка, согласны с выбором и содействуют его реализации, (иной раз опережают активность ребенка, лишая его самостоятельности).
3. Взрослые не согласны со сделанным выбором.
4. Родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию: создают неверное представление о профессии; не знакомы с профессией, но активно советуют; не ограничивают детей в выборе профессии, но лишь бы в институт, все остальные варианты отвергаются.
5. Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы «С кем быть?», «Каким быть?», «Где дальше учиться?», «Где я буду полезен?», «Что я могу дать обществу?» - эти вопросы составляют ядро классического «Кем быть?»
II. Позиция сверстников «значимых других» из круга внесемейного общения.
III. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, психолога.
IV. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (ЛПП).
1. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана.
2. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе.
3. ЛПП построен с учетом многих нравственных обстоятельств конкретной – «вот этой» - ситуации выбора профессии.
Читайте также:
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и
слабовидящих
Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом из ...
Сходство игры и художественного творчества
Игра и творчество реализуют сущностные способности человека .В игре реализуются сущностные свойства человека. Игра представляет собой такую форму жизнедеятельности ребенка, природа и специфика которой состоит в реализации, актуализации су ...
Психологическая готовность к школьному обучению
Поступления ребёнка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущими 1-классниками:
- выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, по ...
Навигация сайта